Как купить подержанный автомобиль. Часть 1

Автомобиль мерседес

Автомобиль — это сложный механизм, в котором многие детали невозможно разглядеть снаружи. Этим фактом пользуются продавцы, и почти у каждого подержанного автомобиля есть скрытые повреждения, известные только хозяину.

Каждый продавец (и это вполне естественно) пытается продать свой автомобиль как можно дороже. Многие автолюбители, зная о том, что они вскоре будут продавать автомобили, меняют вышедшие из строя детали на контрактные запчасти, а то и вовсе на запчасти сомнительного производства. Другие автовладельцы, почувствовав, что какая-то серьезная деталь или узел автомобиля барахлит и скоро выйдет из строя, тут же выставляют автомобиль на продажу, не желая делать ремонт и перекладывая ответственность на будущего владельца. Для многих автолюбителей продать и купить автомобиль (причем не один раз в год) — небольшая проблема, тем более что сделать это в наше время достаточно просто. Разумеется, так поступают далеко не все автолюбители, но вероятность того, что вы купите «автохлам», достаточно высокая. К тому же, есть достаточно много автомошенников, которые профессионально занимаются подобным бизнесом.

Самый лучший совет: выбирая подержанный автомобиль, возьмите с собой хорошего специалиста. Если нужно, не задумываясь заплатите ему, потому что деньги, потраченные на эксперта, не только сэкономят ваши средства при эксплуатации хорошего автомобиля, но и, благодаря его четким и аргументированным выводам, продавец автомобиля наверняка сбросит цену, и тем самым профессионал принесет вам еще одну реальную пользу — вы заплатите меньше денег при покупке. При этом вы не только окупите гонорар эксперта, но еще и сами получите серьезную выгоду.

Безусловно, до покупки вы должны определиться с маркой автомобиля. Это наиважнейший вопрос. Не должно быть так, что, досконально изучив одну модель, вы при первом же и часто сомнительном и дешевом предложении купите совсем другой автомобиль. А потом узнаете, что этот автомобиль не только не подходит к вашим запросам, но и отличается теми или иными отрицательными характеристиками (например, дорогие запчасти или сложность обслуживания), о которых вы в момент покупки просто не задумывались.

Чаще всего за неимением лишних средств или просто потому, что вы хотите знать и уметь все делать сами, автолюбитель и начинает постигать основные правила выбора подержанного автомобиля. А начинается покупка автомобиля с того, что вы ищете объявления о продаже автомобиля.

Как выбрать правильное объявление

Итак, вы определились с моделью автомобиля и покупаете рекламные газеты, или же находите объявления через поиск в сети Интернет. Вы отбираете интересующие вас объявления в первую очередь по модели, во вторую — по цене. Причем не стесняйтесь тех объявлений, где цена выше средней, даже, наоборот, выделяйте их. Как правило, действительно хорошие автомобили и продаются дороже собратьев по модели и году выпуска именно потому, что хозяин реально знает, сколько труда вложено в автомобиль, как регулярно машина обслуживалась и как ведет себя на дороге. Лучше выбирайте объявления со сроком давности не менее 1–2 недель. Чем позже, тем лучше. На дорогие по цене объявления звонят меньше, и хозяин автомобиля наверняка сделает существенную скидку позвонившему покупателю.

Но перед тем как позвонить или написать письмо по электронной почте, проведите еще одну процедуру. Скопируйте номер телефона или адрес почты и пробейте его через поисковые системы в Интернете. Иногда случается так, что продавец до продажи автомобиля искал фары, лобовое стекло и прочие запчасти, а значит, автомобиль был в аварии. Во-вторых, продавец может одновременно продавать еще несколько автомобилей, а значит, это просто перекупщик. Да и мало ли чего интересного может выдать Интернет-поиск.

Если все ваши подозрения не оправдались, смело выходите на связь с хозяином авто. При этом ведите себя как можно деликатнее, вежливее и дружелюбнее. Проверено на практике: продавец при прочих равных всегда скорее продаст и сбросит цену именно понравившемуся ему покупателю, потому что, кроме денег, его еще и волнует тот факт, чтобы его любимая машина попала в хорошие руки.

Документы

Главный документ на автомобиль — ПТС (паспорт транспортного средства). Именно в нем указаны номера двигателя, кузова и VIN, которые вы должны проверить на соответствие в первую очередь.

В свидетельстве о регистрации посмотрите последнее место учета. Будет неплохо, если это окажется ваш или соседний регион, в крайнем случае, приграничный регион, откуда автомобиль мог действительно к вам прибыть, например, с Дальнего Востока или из Ленинградской области. В свидетельстве не должно быть никаких запретительных надписей типа «временный учет», «отчуждению не подлежит» и т. д. На завезенную в Россию иномарку у порядочного автолюбителя должны храниться копии таможенного приходного ордера.

Нелишне проверить, имеется ли действующий талон технического осмотра автомобиля, страховое свидетельство и сервисная книжка, если автомобиль обслуживается у дилера.

Проверка на угон

Проверить автомобиль на предмет угона по базе ГИБДД можно очень быстро. И сделать это можно не только в пункте технической регистрации, но и на посту ДПС. Это входит в обязанность работников милиции, и они должны это сделать совершенно бесплатно по вашему требованию. Обязательно проверьте наличие всех ключей и пультов от сигнализации. Если замки менялись, а пульты терялись — хорошенько подумайте о целесообразности покупки.

Пробег

Обращать ли внимание на пробег, и как узнать реальные цифры? В настоящее время можно перемотать любой прибор, поэтому показания одометра автомобиля старше 7–10 лет можно вообще не брать в расчет. В последнее время пробег автомобиля производители стали параллельно сохранять в памяти ключа зажигания или в процессоре спидометра, блоке зажигания и т. д. Но и эти показания можно стирать или менять на нужные значения. Так что, рассчитывать на правду и в этом вопросе никак нельзя, тем более что в России такие подмены даже не запрещены законом.

Кузов

Если автомобиль чист перед законом — можно переходить к проверке технического состояния. Автомобиль обязательно должен быть чистым и снаружи, и внутри. Это не прихоть, а насущная необходимость. Дело в том, что под слоем пыли незаметны отличия оттенков кузовных деталей. Да и многие другие дефекты кузова, обивки и салона легко не заметить под слоем пыли.

Каким же образом опытный специалист может визуально определить, был автомобиль в аварии или нет? Как уже писалось выше это можно заметить по незначительному несоответствию цвета крыльев, капота и дверей. Увидеть последствия аварии можно в подкапотном пространстве на внутренних элементах кузова автомобиля, которые красят и выправляют не так тщательно, как внешнюю сторону. Если и здесь следов аварии не видно, загляните под резиновые уплотнители. Это полезно еще и потому, что именно там можно заметить следы коррозии.

Не меньшее значение имеет внешняя геометрия кузова. Если зазоры между деталями неодинаковы — это признак серьезного повреждения автомобиля. Осмотрев кузов, поочередно открывайте двери и с одинаковым усилием их закрывайте. Если автомобиль исправен, то все его двери будут надежно закрываться с одинаковым усилием и похожим звуком.

Ну, и последнее средство определить, битый (окрашенный) перед вами автомобиль или нет, — это магнит. Для этого предварительно дома нужно отстроить магнит на гарантированно не бывшем в аварии кузове (или детали кузова) автомобиля или, в крайнем случае, на поверхности домашнего холодильника. Для этого вы должны замотать магнит в такое количество слоев тряпок, чтобы он еле держался на поверхности кузова, но не падал. Таким образом, прикладывая этот «тестер» к покупаемому автомобилю, вы определите неоднородность его покраски. В тех местах, где автомобиль был окрашен (а значит, шпаклевался), слой краски и шпаклевки будет толще, и магнит вам это покажет тем, что не будет держаться на поверхности кузова.

Чем так плох отремонтированный и покрашенный автомобиль? Плох он в двух составляющих: во-первых, во время аварии могла быть нарушена геометрия кузова, рамы и прочих деталей и узлов, а во-вторых, каждый ремонт кузова — это большой риск появления ржавчины, отчего снижается срок эксплуатации автомобиля.

Колеса

Стоимость шин и дисков весьма существенна, и вы должны знать, сколько покупаемые вами шины и диски еще прослужат, и не придется ли вам уже через год, вновь серьезно потратится на приобретение летних, зимних или сразу обоих комплектов шин. Шины не должны иметь боковых порезов, грыж и следов ударов или резкого экстренного торможения. Проверьте глубину протектора и наличие шипов, если речь идет о зимних шинах. Вы можете приблизительно прикинуть износ шин и предъявить это продавцу в случае, если износ шин велик, и вам в ближайшее время придется потратиться на их покупку.

Диски нужно осмотреть на предмет их износа, а главное, трещин на них, ведь поврежденные диски могут выйти из строя непосредственно во время движения, и привести к серьезной аварии. Литые диски не выправляются, а наличие трещин на литом диске — признак срочной замены диска (а возможно, и сразу всех четырех дисков).

Попутно осмотрите тормозные диски. Если диски гладкие и визуально, и на ощупь, — значит, хозяин регулярно меняет тормозные колодки.

Ну, и напоследок проверьте амортизаторы. Для этого поочередно надавите на каждый угол автомобиля. Машина должна возвращаться ровно в исходное положение без посторонних звуков и вибраций.

Двигатель

Вооружитесь фонариком и поднимите крышку капота. Сразу обратите внимание на запах бензина — его не должно быть. Изучите все резиновые и пластиковые детали, провода и уплотнители, внутреннюю поверхность приводных ремней. Замена ремней ГРМ в комплексе, это очень затратная процедура, которая тоже может повлиять на снижение цены.

На двигателе не должно быть нештатных болтов и прочих незаводских элементов. Этот сразу вам скажет о том, что двигатель обслуживался непрофессионально, а значит, возможны любые сюрпризы.

Двигатель должен быть хоть и не идеально чистым, но без масляных подтеков, особенно в нижней части.

Если двигатель был перегрет, то вы увидите следы ржавчины у горловины радиатора или в расширительном бачке.

Узнайте год выпуска аккумулятора. После 3–4 лет эксплуатации аккумулятор тоже желательно менять.

Посмотрите фары — в каком стоянии пластмассовые крепежи. Обратите внимание, какие фары установлены: родные или китайские дубликаты. Если стоят китайские фары (скорее всего, DEPO), то с большой долей вероятности машина была в аварии, хотя могло фару разбить и встречным камнем.

Проверка спецжидкостей

Не забудьте, что делать эти процедуры нужно только на остывшем двигателе. Откройте крышку радиатора и проверьте охлаждающую жидкость визуально. На ней сверху не должно быть масляных пятен или разводов говорящих либо о неисправности двигателя, либо о недавнем ремонте.

Щупом проверьте уровень масла в двигателе и в коробке передач. Если уровень масла соответствует необходимым значениям — изучите масло визуально. Приблизительно после 1000–2000 км пробега темнеет любое масло, но в исправном двигателе масло остается однородного цвета (ни в коем случае не мутного кофейного оттенка), без посторонних вкраплений и горелого запаха.

Для пущей уверенности можно проверить масло в бачке гидроусилителя руля.

Проверка работы двигателя

При повороте ключа зажигания посмотрите на панель приборов. Самое большое внимание обратите на то, что должны загореться красным цветом знаки аварийного давления и зарядки аккумулятора (у дизеля лампа цепи накала свечей). Если эти лампы не загорелись вообще, значит, продавец их отключил, чтобы скрыть от вас какие-то проблемы.

Запускаться двигатель (и горячий, и холодный) должен не более 2 секунд и без посторонних шумов. После запуска все желтые и красные лампы (кроме стояночного тормоза и непристегнутого ремня безопасности) должны погаснуть.

После запуска двигатель поднимает обороты (до 1500) для прогрева, после прогрева обороты падают до показателя 700–800. Двигатель должен работать равномерно, без перепада оборотов.

Осторожно откройте крышку маслоналивной горловины и поставьте ее на горловину. При холостых оборотах крышка не должна подпрыгивать. Это говорит о том, что у двигателя нет избыточного давления. Если крышка прыгает — двигатель кушает много масла, и значит, скоро ему будет необходим ремонт.

Если двигатель долго греется до рабочей температуры — у него, скорее всего, неисправен термостат.

Достаточно точно можно судить о качестве двигателя по цвету выхлопных газов. Причем более достоверными будут сведения, полученные в сухую не морозную погоду. В сырость и мороз двигатель работает несколько иначе. На холостых оборотах цвет выхлопного газа должен быть почти незаметен. При перегазовке цвет выхлопного газа становится светло-серым. Белый дым говорит о попадании в топливную смесь воды или антифриза, синий дым — попадает масло, черный дым — неисправна топливная система.

Устройтесь за рулем автомобиля и попробуйте погазовать. Все должно работать нормально, без перебоев и захлебывания. Двигатель должен легко поднимать и сбрасывать обороты.

Поочередно включите все скорости. Они должны включаться плавно, без рывков и скачков.

Проверьте двигатель на электрическую нагрузку. Включите на максимум все электроприборы: печку, дальний свет фар, кондиционер, музыку, обогрев сидений, скорость (1 передачу), и резко при этом покрутите рулем. Двигатель не должен глохнуть.

Другие системы автомобиля

Очень важно проверить автоматическую коробку передач. Держим все время ногу на педали тормоза. Из положения Р (Park) переключаем на D (Drive). Исправный автомат переходит в этот режим за долю секунды. Этот переход должен быть без резких толчков, и автомобиль должно потянуть вперед. Затем последовательно переходим в N (Neutral), и коробка моментально отключается, переключаем на R (Reverse), и вновь автомат молниеносно реагирует. Если задержка между передачами будет более 1 секунды, автоматической коробке требуется ремонт.

Константин Фадеев

Часть 2

Голосов еще нет