Ездим зимой без аварий

Зимняя дорога по снегу

За окнами зима уже намела сугробы, а дороги покрылись коркой льда… Печальное зрелище для автолюбителей, ведь на дорогах стало намного опаснее, чем летом, а значит, «прокатиться с ветерком» уже не получится. Да что говорить: даже обычная поездка по делам уже может стать приключением со множеством пробуксовок и «дрифтов». О том, как не разбить любимую машину и как справляться с дорожными опасностями, мы и поговорим.

Сегодня речь пойдет о стиле вождения зимой. Конечно, у каждого автолюбителя он свой, но общее есть у всех. Оговоримся сразу: наш автомобиль уже полностью готов к зиме.

Лед — штука хитрая

Замерзшая вода в зависимости от температуры окружающей среды ведет себя по-разному. И если, скажем, ночью в «минус» двадцать лед — жесткий и устойчивый, то к утру, «погревшись» на солнышке, он уже может стать скользким и рыхлым.

Не секрет, что в сильные морозы шина держится на льду лучше. Это происходит по той причине, что замерзшая на дороге вода меньше тает под покрышкой. А ведь именно эта тоненькая «пленка» влаги и делает лед таким скользким.

Главный миф

Одним из самых больших заблуждений, связанных с зимними шинами, является мысль о том, что протектор с крупным рисунком, как у внедорожников, хорош на льду. На самом деле, напротив, на скользкой поверхности лучше всего «держат» шины с насыщенным, мелким рисунком.

Как советуют эксперты, в ситуации частых заносов лучше использовать эластичные шины радиального типа: их коэффициент сцепления со льдом никогда не достигает показателя ниже 0,15–0,20, что при заносе является нормой.

Глубина протектора здесь не играет никакой роли — важна ширина шины. Главное, чтобы покрышка не была «лысой», иначе она не сможет выталкивать из-под себя влагу и сведет сцепление с дорогой на нет.

Держась за руль

Если все же получилось так, что вас «занесло» и машина начала терять управление, не стоит выжимать сцепление и тормоз, блокируя колеса. Иначе юз вам обеспечен. Запомните: невращающемуся колесу абсолютно все равно, куда скользить. А если заблокированы хотя бы передние колеса, то автомобиль уже неуправляем.

Для того, чтобы найти выход из такого положения, нужна — нет, даже так: совершенно необходима! — практика. Выберите время и место для нескольких тренировок. Необходимо почувствовать себя и автомобиль, понять, что необходимо делать в том или ином случае.

«Играть» умеючи

Как показывают результаты многочисленных исследований, сцепление покрышки с дорогой достигает максимума в тот момент, когда колесо переходит от качения к проскальзыванию. Грамотный водитель, «играя» тормозами и сцеплением, может держать колеса как раз на грани юза, что обеспечивает наибольшую эффективность торможения.

Нажимая педаль рывками, вы увеличиваете тормозной путь. Это объясняется просто: в тот момент, когда нажатия нет, отсутствует и торможение. Это, конечно, не лучший вариант, но все-таки более эффективный, нежели просто вжать тормоз в пол, блокируя колеса. Тогда вы точно поедете юзом, а автомобиль «откажется» слушаться руля.

Тормозите прерывисто. Ослабляйте нажатие на педаль, и уже через мгновение колеса перестанут скользить и начнут катиться. Это характерно для всех видов приводов.

Если по замерзшей дороге перед вами уверенно едет автомобиль с постоянно горящими стопсигналами, то, скорее всего, его руль держит в руках опытный водитель. Фокус — в быстрой работе педалями, удерживающими автомобиль в состоянии, недалеком от юза. Здесь просто не происходит полного «растормаживания» колес.

При торможении двигателем, как правило, колеса начинают проскальзывать, поскольку максимально возможная тормозная сила превышена. В этой ситуации уже не важно, что именно останавливает машину — двигатель или тормоза. Ситуация в обоих случаях разворачивается одинаково, и торможение оказывается неэффективным.

Из всего вышесказанного следует вывод: не надо стопорить колеса. Для того чтобы машина слушалась руля, колеса — пусть и не все — должны катиться.

Шипы и еще раз шипы…

На самом деле надеяться только на шипы не стоит, особенно — на старые и притупленные. Шипы по-настоящему оправдывают себя там, где они могут зацепиться за поверхность, что имеет место, например, при небольших температурах на относительно «мягкой» дороге.

Есть случаи, когда шипы могут снижать сцепление с дорогой: на очищенном, твердом от мороза асфальте, брусчатке, булыжной мостовой или бетоне. Сталь по таким поверхностям скользит лучше резины.

Стоит помнить советы, касающиеся того, каким образом жать педали, о которых мы говорили ранее. Несмотря на то что на льду шипы чувствуют себя «в своей тарелке» — скалывают лед и отбрасывают его в стороны, — не надо выжимать тормоз до упора, иначе между дорогой и колесом может образоваться «подушка» из срезанного льда, что является частой причиной аварий.

Главное — опыт

Готовиться к зимнему сезону нужно комплексно, начиная с автомобиля и заканчивая самим водителем. Поэтому, сколько бы вы ни читали разных советов насчет того, как вести себя в экстремальной ситуации, помните: ключ к успеху — это практика и опыт.

Всеволод Ушкин, г. Брянск

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)