Тук-тук, откройте!

Стук опорных подшипников

Что означает стук в подвеске переднеприводных автомобилей «Лада» Предположим, что в передней части вашего автомобиля при движении начинает раздаваться характерный стук. Вы озадачены, обеспокоены. Что это значит? Не откажет ли рулевое управление прямо на дороге? Не пришел ли конец стойкам вашей подвески? Что делать, как быть?

Суть проблемы

Испуганному владельцу «девятки», «десятки» или «Калины» можно ответить, что, скорее всего, у него вышли из строя подшипники опоры передних стоек. В силу конструктивных особенностей, эта деталь нагружена сразу с двух сторон: сверху на нее давит корпус автомобиля со всем его содержимым (грубо говоря, одна четвертая веса всей машины), снизу же на него воздействуют ударные нагрузки от неровностей дороги. Деталь эта в автомобилях отечественного производства по размерам невелика, и зачастую сделана из не очень качественных материалов. В результате, из всей подвески первыми выходят из строя, как правило, именно опорные подшипники. Причем если говорить об автомобилях производства ВАЗ, наблюдается такая тенденция: чем новее модель автомобиля, тем меньшей надежностью отличается эта деталь. Другими словами, опорные подшипники для «десяток» хуже, чем для «восьмерок», а те, которыми комплектуются «Приора» и «Калина», еще хуже.

Характеристики

Нельзя сказать, что изношенность опорного подшипника — это какая-то очень опасная для автомобиля неисправность. Руль на дороге не заклинит точно. В самых запущенных случаях может выйти из строя вся передняя стойка, но и при этом угроза жизни водителя фактически отсутствует. Так что, если говорить откровенно, можно довольно долго ездить и с неисправными опорными подшипниками. Другое дело, насколько комфортно будет постоянно слышать при езде назойливый стук?

Диагностика

Но как определить, что с подвеской возникла именно эта проблема, которая, конечно, встречается часто, но является не единственно возможной? Сделать это несложно и в полевых условиях. Снимаются пластиковые колпаки, прикрывающие стойку. На верхнюю часть штока стойки кладется одна рука, а вторая энергичными движениями раскачивает автомобиль за крыло. Если первая рука чувствует постукивания, значит, опорные подшипники изношены, и их надо бы поменять.

Замена

Можно ли произвести замену этой детали самому? Можно, но сложно. Вообще, способов есть два. Первый — снять всю стойку целиком, что подразумевает ее отсоединение от шаровой опоры, разъединение рулевого кулака и рулевой сошки, снятие тормозного суппорта, а также привода. Каждая из этих операций имеет свои подводные камни и требует определенных затрат времени и сил. Второй способ состоит в демонтаже верхней части стойки вместе с пружиной и амортизатором. Это проще, но неизбежно придется извлечь регулировочный болт, отрегулировать заново который можно только на специальном стенде. Другими словами, ехать в автосервис при втором способе все равно придется. В любом случае, для работы потребуются такие инструменты, как стяжки, удерживающие пружину от внезапного распрямления при разборе, а также стоечные ключи. Инструменты эти обычно недороги, но найдутся не в каждом гараже. Так что, если вы в первый раз слышите об их существовании, проще и надежнее обратиться за помощью к специалистам.

Можно ли избежать?

Итак, предположим, что опорные подшипники на вашей «Ладе» заменены. Стук устранен, машина ездит легко и спокойно. Однако на деталь по-прежнему воздействуют одновременно статические и динамические нагрузки. А значит, вскоре можно ожидать, что и новые подшипники выйдут из строя. Есть ли возможность избежать этого?

На отечественном рынке этой проблемой озаботилась, к примеру, фирма «SS-20». Подшипники в этих опорах изготовлены значительно большего диаметра, нежели в обычных. За счет этого увеличивается рабочая нагрузка на подшипники, соответственно, обеспечивается их долговечность. Однако автолюбители подчас жалуются на то, что с установкой этих опор подвеска стала более жесткой.

Мягкостью выделяются опоры «АСОМИ». Этого производителю удалось достичь за счет оригинальной конфигурации резинового элемента. Нагрузки, вызываемые неровностями дороги, гасятся резиной, в результате улучшается плавность хода, управляемость, шумоизоляция, а значит, и надежность опорных подшипников.

Так что, замена штатных стоечных опор на какие-либо из упомянутых заметно снизит вероятность услышать в передней части подвески неприятный стук.

Василий Хлебников

Голосов еще нет