«Здравствуйте. Пройдемте»… Часть 1

Разговор с инспектором ДПС

Еще с советских времен наши водители, услышав заливистую трель свистка или увидев перед собой полосатую палку, втягивают голову в плечи и на полусогнутых рысят в направлении, указанном стальным пальцем сотрудника правоохранительных органов. Те времена давно прошли, и современному гражданину необходимо знать, на что имеет право инспектор и как себя с ним вести, дабы избежать нелицеприятных сцен и сэкономить время и деньги.

Отправляясь на автомобиле в путь, нужно быть готовым к остановке инспектором, в том числе психологически. Необходимо воспитать в себе определенный настрой.

Цели

Для этого в первую очередь определитесь с вашей целью в этой встрече. Чего вы от нее ждете? Если вы хотите стать звездой You Tube, «качая права» и снимая все на видео, то линия поведения одна. Если ваша цель — быстрее попасть из точки А в точку Б, то линия совершенно другая. Если за любое нарушение вы готовы откупаться, давая взятку, — третья.

Для начала запомните, что инспектор — такой же человек, как и вы. У него тоже есть семья, дети, родители. Он просто выполняет свою работу. Точно так же, как и в любом другом коллективе, среди инспекторов встречаются как обычные нормальные люди, так и люди, в любой момент готовые поскандалить.

Инспекторы всегда дежурят по двое, и как в дешевом боевике, любят разыгрывать хорошего полицейского и плохого. Обычно тот, кто останавливает водителя, — младший и по званию, и по должности — плохой. А второй инспектор — старший, который сидит в автомобиле и строчит протоколы, — добрый. Не хотите общаться с первым, разговаривайте со вторым, высказав свое недовольство младшим по званию, и намекнув, что не следует разыгрывать дешевый спектакль.

Поводы для остановки

Поводов для остановки достаточно много. Это не только нарушение ПДД, но и привлечение водителя в качестве понятого, ориентировки по угонам и розыску, и так далее. Бытует мнение, что для проверки документов водителей разрешается останавливать только на стационарных постах, то есть на постах, где есть помещения. Это действительно так, но инспектор может назвать любую причину для остановки. Проверить действительный повод в текущей момент сложно. Например, проведение спец-операции. Чуть ли не ежедневно идут «Вихри», «Цунами», «Тайфуны», «Перехваты». Можно попытаться проверить проведение такой операции, дозвонившись по телефону, который указан на автомобиле ДПС. Но зачем терять время?

Инспекторам на дороге банально скучно. Опыт общения у них огромный. Пока водитель только выходит из автомобиля, инспектор по его поведению, жестам, походке, выражению лица заранее определяет, кто будет совать взятку, кто будет плакаться, кто — угрожать. Если вы сумеете выйти за рамки стереотипа и разговор с инспектором пойдет по вашему сценарию, то вполне возможно абсолютно законно получить «замечание». И вам наука — впредь не нарушать, и инспектору меньше проблем — не возиться с бумагами.

Как получить «замечание»

«Замечание» объявляется в связи с малозначительностью правонарушения. Замечание не объявляется только за правонарушения, связанные с состоянием опьянения. «Предупреждение» — один из видов наказания, при котором выносится полноценное постановление. Инспекторы их путают.

От нарушений никто не застрахован. И своя заготовка в разговоре с инспектором у меня, конечно, имеется. Готов поделиться. Когда меня останавливают, и правонарушение действительно имеет место, то я прямо так и спрашиваю:

— Может, ограничимся замечанием?

— Замечание за это правонарушение не предусмотрено.

— Это предупреждение не предусмотрено. А замечание, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда № 18 от 24 октября 2006 года, не объявляется только за правонарушения, связанные с пьянкой.

— А вы кто?

С октября 2006 года, когда этот алгоритм был придуман, меня останавливали за правонарушение 4 раза. И этот вопрос задавался всегда. Инспекторы не любят ходить в суды. Инспекторы могут получить нахлобучку от начальства, если их постановления успешно обжалуются. Поэтому их всегда настораживает, если перед ними гражданин, мало-мальски разбирающийся в законодательстве.

— Я — простой водитель, который самым нелепым образом «лоханулся». Признаю и сожалею. А замечание — это в связи с малозначительностью. Даже протокол не составляется.

Инспектору сообщена моя цель и законный способ отпустить меня с миром. Вы можете придумать свой сценарий до и после этого диалога. Главное, чтобы он был нестандартным. Теперь надо дать ему время подумать и вести разговор к окончанию. Например:

— Да, я — не злостный. Последний раз мне выписывали штраф в мае 2010 г. Превысил скорость на 21 км/ч — 300 руб. Обжаловал в суде по погрешности прибора. Штраф снизили до 100 руб.

После этого права были возвращены с пожеланием впредь не нарушать, что в принципе и стараюсь делать.

Будьте спокойны

Агрессивность в поведении не нужна ни вам, ни инспектору. Разница между вами и инспектором в первую очередь в том, что за ним — вся государственная машина, готовая в любой момент его защищать. Вы же здесь и сейчас рассчитываете только на собственные силы.

В любом случае не надейтесь запугать инспектора. Он четко определит водителя, для которого имидж важнее всего.

Как только вы начинаете требовать удостоверение, угрожать, и так далее, так тут же появляется ответная реакция. В Интернете есть ролики, где лихие молодые парни «ставят на место» инспекторов-недотеп. Вы много таких роликов видели? Сто, двести? В год в отношении водителей выносится более 50 млн. постановлений. Если разделить на 365 дней, то получим порядка 140 тыс. ежесуточно. Посчитайте, какова вероятность у вас встретиться с инспектором-недоучкой…

Юрий Панченко, г. Челябинск

Часть 2

Голосов еще нет