Вождение в темное время суток

Ночью за рулем

Многие автолюбители думают, что ночное вождение — это сплошное удовольствие. И действительно, машин ночью практически нет, автоинспекторов тоже не очень много... Однако автомобильные эксперты не перестают твердить о том, что ночная езда таит в себе куда больше опасностей, чем езда в светлое время суток.

Единственный пример: даже в жестких городских условиях попасть в аварию днем шансов куда меньше, чем в ночных условиях. Кроме того, ночью аварии, как правило, более «жесткие», т.е. в случае возникновения экстремальной ситуации вы вряд ли обойдетесь одним только помятым бампером. Почему так происходит и как с этим бороться, мы и расскажем в данной статье.

Основные опасности ночной езды

Уже из названия становится понятным, что ночное время суток — источник потенциальной опасности. А объясняется это достаточно просто. Водитель не видит перед собой пространство дальше, чем ему «показывает» освещение автомобиля.

Но и это — не главное. Дело в том, что фары светят только вперед, поэтому «картинку» справа и слева от автомобиля вы видеть не можете. Как следствие, вам наперерез может неожиданно выйти пешеход, выехать велосипедист или мотоциклист. Машину, к счастью, легче заметить по свету фар, хотя сделать это все же сложнее, чем в дневных условиях.

Таким образом, водитель, вынужденный ехать ночью, не может объективно оценивать транспортные ситуации и дорожные условия. А когда подобные ситуации возникают, приходится полагаться только на собственную реакцию, поскольку времени подумать над сложившейся ситуацией просто нет. Соответственно, если вы едете на достаточно высокой скорости, то вашей реакции может быть недостаточно, и избежать несчастного случая не получится. Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют снижать скорость при езде в ночное время.

Еще одной опасностью ночной езды является тот факт, что водитель, как и любой нормальный человек, ночью привык спать. И даже если перед поездкой удастся выспаться, то биологические часы все равно снизят его бдительность, реакцию, внимательность. Как следствие, на ограниченную видимость накладывается еще и усталость, и времени на принятие решения в случае экстремальной ситуации остается совсем немного. Или — не остается совсем. Это стоит учитывать при определении скорости, с которой вы собираетесь ехать по ночной дороге.

Вообще, источников опасности для автомобилиста в ночное время суток (причем — только основных!) достаточно много. Как мы уже говорили, «опасность» может выскочить сбоку, поэтому заранее ее увидеть просто невозможно. На дорогу может выйти ночной пешеход, может выехать велосипедист, может выбежать животное из ближайшего леска…

Потенциальным источником опасности является и любой поворот, который встретится вам на незнакомой дороге. Вполне возможно, что такой поворот окажется гораздо круче, чем вы ожидаете, и тогда первый же столб — стопроцентно! — будет ваш, не сомневайтесь.

Но главной опасностью все же являются автомобили, которых хоть и совсем немного, но каждый из них опасен вдвойне и уж точно — куда опаснее, нежели самый крутой поворот. Дело в том, что автомобилист со сниженной реакцией может выехать на встречную полосу и даже не заметить этого. И хорошо, если пространство впереди просматривается. Если же речь идет о подъемах или крутых поворотах, то столкновения не избежать. Это раз.

Опасаться нужно и автомобилей с одной работающей фарой, особенно если работает только правая фара. Такие автомобили можно легко принять за мотоцикл со всеми вытекающими из этого последствиями. Это два.

Не стоит забывать и о том, что дорожное полотно способно в буквальном смысле усыплять автолюбителя, тем более, если рядом с вами находится спящий или неразговорчивый человек. Справиться с дремотой, разумеется, можно, но лишь в том случае, если она носит психологический характер. Другими словами, если вы засыпаете за рулем от того, что вам просто скучно, а дорога такая однообразная, то прогнать дремоту вполне реально. Но если вы засыпаете от физической усталости, лучше будет съехать на обочину, остановиться и поспать хотя бы несколько часов. В противном случае усталость возьмет свое, тем более, что окружающая обстановка этому способствует. Уставший водитель может впадать в микросон, который длится буквально несколько секунд. Но этих секунд вполне достаточно, чтобы создать опасную аварийную ситуацию.

Вопрос освещения

Ночное вождение должно сопровождаться оптимальным использованием дальнего и ближнего света. Переключение с дальнего света на ближний — вопрос собственной безопасности. Если ослепить встречного водителя, он может не заметить, как выедет на встречную полосу. Помните, что среднестатистический ослепленный водитель в состоянии восстановить свое зрение только через 8 сек., а учитывая индивидуальные особенности зрения отдельных водителей, эта цифра может быть увеличена до 40 сек.

Короче, на ближний свет необходимо переключаться приблизительно за 150 м до встречного автомобиля. В случае с водителями фур это расстояние должно быть еще больше, поскольку сидят они выше водителей легковых автомобилей. Желательно снизить при этом скорость до 50 км/ч или даже меньше, дабы экстренное торможение остановило ваш автомобиль в пределах видимости включенных фар.

Мы уже говорили о том, что одинокая фара может принадлежать не только мотоциклу, но и автомобилю, чей хозяин не удосужился починить освещение. Однако всегда может возникнуть ситуация, когда левая фара перегорает у вас, а заменить ее до гаража нечем. Если вы едете ночью, то остановитесь и поменяйте рабочую и нерабочую фары местами. Понимаете? Слева у вас должна быть рабочая фара. Даже если вас примут за мотоцикл, то никто вам в рабочую фару въезжать не будет.

Полезно знать

Советы водителю перед ночной поездкой

Если вы хотите повысить свое внимание, то перед выездом в ночь мы не рекомендуем вам находиться в шумном или ярко освещенном помещении долгое время. Плотный ужин, чтение или прослушивание музыки на полной громкости также не лучшим образом скажутся на вашей внимательности. Лучше примите контрастный душ или просто оботрите шею и лицо холодным полотенцем. Сделайте несколько физических упражнений. Все это сможет подготовить вас к будущей поездке.

Помимо подготовки себя самого, не помешает подготовить и свой автомобиль. В частности, перед ночной поездкой вам необходимо с особой тщательностью почистить щетки стеклоочистителя, зеркала и стекла, т.е. те элементы, которые будут отвечать за хорошую видимость. Не помешает очистить от грязи и фары, особенно если вы едете весной или осенью. Чем ярче будут светить фары, тем более уверенно вы будете себя чувствовать. Позаботьтесь о том, чтобы в бачке омывателя было достаточно жидкости. Если вы едете зимой, то жидкость должна быть незамерзающей. Проверьте исправность подсветки приборов и внутреннего освещения. Показания приборов должны хорошо считываться и не слепить глаза.

Кстати, несколько слов о том, как избежать или хотя бы снизить риск быть ослепленным. Так, если вы разъезжаетесь со встречным автомобилем, старайтесь прижиматься к правому краю, поскольку встречная машина может иметь негабаритный груз, а вы его просто не увидите. Ну, а если вам попался невежливый автомобилист, который слепит вас дальними фарами, постарайтесь смотреть не на фары, а максимально вправо, что позволит вам смягчить эффект ослепления.

Виктор Дубровин, г. Санкт-Петербург

Голосов еще нет