Глубокий бас

Авто сабвуферы фото

Абсолютное большинство людей на вопрос, что такое сабвуфер, ответят, что это ящик с динамиком, который сильно гудит и «бумкает». Отношение к этому ящику зависит от возраста: молодые люди, особенно любители электронных ритмов или тяжелой музыки, жизни не видят без саба, люди же постарше называют его «чертов ящик» и обвиняют его в возникновении головных болей и других болезней. Однако если вы любитель чистого и мощного звука в машине, то без автомобильного сабвуфера вам не обойтись.

Устройство и виды сабвуферов

Слово «сабвуфер» произошло от английского слова woofer, что означает «низкочастотный динамик». Приставка sub говорит о том, что частоты, воспроизводимые устройством суб-низкие, или под-низкие, на русском языке это произносить неудобно, потому слово было взято целиком.

Cаб отличается большим размером динамика, или, как его еще называют, «блина», и работа его заключается в воспроизведении звука частотой 10–150 Гц. Основные диаметры динамиков — 8, 10, 12, 15 дюймов. Естественно, что, чем больше размер, тем больше мощность и габариты. Оптимальным решением для большинства автомобилистов является 10–12 дюймов. Обычные автомобильные динамики типа 6х9 выдают низкие частоты в пределах 80–200 Гц, так называемый «верхний» бас, в то время как человеческое ухо способно воспринимать частоты в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц. Не удивительно, что при прослушивании аудиозаписей на такого типа системах звук кажется нам несколько куцым. Установка же саба дополнит остальную автоакустику и расширит диапазон звучания в области низких частот, что сделает звук более объемным.

Все виды сабвуферов можно разделить на две группы — корпусные и отдельные динамики. Корпусные, в свою очередь, делятся на несколько групп по типу корпуса на сабвуфер закрытого типа с герметичным корпусом, фазоинверторного типа, полосового типа и сабвуфер с пассивным радиатором, а также по типу подключения — на активные и пассивные.

Отдельные сабвуферные динамики

Если вы купили сабвуферные динамики, это не значит, что у вас уже есть готовый сабвуфер. Для работы саба ему необходим корпус. Что в этой роли можно использовать? Находчивые умельцы врезают динамики прямо в заднюю полку седана, в этом случае в роли корпуса сабвуфера выступает багажник автомобиля. Кроме того, если у владельца авто, как говорят в народе, руки растут из «нужного места», установка таких сабов дает свободу фантазии. Корпус может быть сколь угодно сложной формы и размещаться в самых различных местах, например, можно для экономии места в багажнике установить сабвуфер в области заднего крыла.

Активные сабвуферы

У таких сабов в корпусе, кроме низкочастотного динамика, располагается усилитель и кроссовер. Казалось бы, вот он, выход, купил, поставил и радуйся, ан нет. Дело в том, что для удешевления продукта в активные сабы ставят не лучшего качества составляющие. То есть, коли вам не слишком важно качество звука, у вас в автомобиле установлена не очень дорогая или штатная акустика, нет отдельного усилителя, и ездите вы на хэтчбеке или универсале — вам лучше выбрать активный сабвуфер.

Пассивные сабвуферы

К ним относятся сабы корпусного типа без встроенных усилителей и фильтров. Соответственно, при установке такого оборудования придется позаботиться о покупке как минимум усилителя. Зато качество звука такого сабвуфера будет на уровень выше, нежели активного.

Сабвуферы закрытого типа с герметичным корпусом

Низкочастотный динамик установлен в одной из стенок деревянного ящика, стенки которого герметично соединены. Для этого типа сабов характерен четкий бас, относительно небольшой размер, но частенько басу недостает глубины и силы.

Сабвуферы фазоинверторного типа

Для них характерно наличие щели или отверстия, через которое воздух попадает в корпус сабвуфера. Отверстие носит название фазоинвертора, и за его счет происходит значительное увеличение мощности и чистоты звука. В народе сабвуферы этого типа пользуются наиболее широким спросом, хотя и стоят дороже, нежели сабы закрытого типа с герметичным корпусом.

Сабвуферы полосового типа (bandpass)

Для этой конструкции характерны следующие черты — динамик спрятан внутрь корпуса, а звук выходит через фазоинвертор. Такая схема позволяет сэкономить и обойтись без кроссовера из-за ограниченного частотного диапазона. Нельзя сказать, что это самая громкая конструкция, зато самая эффектная. Из-за того, что динамик внутри, внешнюю стенку часто делают прозрачной, добавляют элементы подсветки и прочие изыски.

Сабвуферы с пассивным радиатором

Этот тип используется очень редко, так как требует практически ювелирной настройки, а это не каждый может себе позволить.

Компактные сабвуферы

А этот тип, наоборот, находит все больше и больше поклонников. Ведь их можно без труда засунуть под сиденье либо в полость над нишей ног переднего пассажира. Особенно это приносит пользу, если принимать во внимание кражу аудиоаппаратуры из автомобилей.

Но, безусловно, не обойтись и без минусов. Во-первых, они в основном активные, а о качестве активных сабов мы говорили выше. Во-вторых, для достижения компактности самого сабвуфера динамик на них ставится диаметром 13–13 сантиметров. Чтобы он играл так же низко, как и большие собратья, и при этом не рос в размерах, разработчики применяют множество технических приемов, например, меняют форму корпуса, набивают корпус минеральной ватой, используют компрессионный режим работы динамика и тому подобное. И тем не менее, особой громкости от маленького сабика дождаться трудно.

Александр Порхунов

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 votes)