«Здесь вам не равнина…»

Дорога через горы

Если вы надумали поехать в горы на своей машине, да еще и в первый раз, то эта поездка может стать для вас непростым испытанием. Для того чтобы отдых оставался отдыхом, нелишним будет знать о том, как вести себя за рулем на горных дорогах.

Общие сведения

Любой горный массив — это, прежде всего, разреженный воздух, и как следствие — низкое атмосферное давление, которое негативно влияет и на самочувствие водителя и на «самочувствие» машины. Кроме того, в горах часто меняется погода, может неожиданно пройти дождь или повиснуть туман. Из-за разреженного воздуха температуры часто низки, потому прошедший дождь чреват льдом на дороге.

Ввиду того, что склоны, по которым проходят дороги, в достаточной степени круты, то последние, как правило, узки, с одной стороны окаймлены скалами, с другой — обрывом, периодически весьма глубоким. Большое количество поворотов не просматривается, потому не каждый раз удается правильно предположить их радиус; так, плавное начало поворота может закончиться разворотом в противоположном направлении, и, например, со спуском. Часто происходят обвалы разного масштаба, нет обочины, где можно было бы припарковаться. Для остановок встречаются специальные карманы.

Ехать в горах нужно, усиленно сконцентрировав внимание, и очень осторожно. Вечером там темнеет достаточно рано и очень быстро, в таких условиях ехать весьма опасно. Кроме того, горы могут искажать расстояния и объемы, вот почему водитель по-другому воспринимает происходящее вокруг. Не стоит забывать про природную красоту горного массива, которая может сильно отвлечь водителя во время движения, потому, если вы подъехали к горам ближе к вечеру, лучше дать себе и автомобилю отдохнуть и насладиться видом.

В горах работают как особые требования ПДД (п. 28.1–28.3), так и правила, определенные водителями за годы поездок. При разъезде в узких местах преимущество имеет автомобиль, который движется на подъем или находится у обрыва. При выборе траектории движения нужно ехать по своей полосе, причем максимально правее. Нельзя срезать угол поворота, особенно в местах с ограниченной видимостью, и пересекать сплошную осевую линию. Даже если вы знаете особенности тех или иных участков дороги, это не значит, что вы избавлены от возможных неприятностей в закрытых поворотах и перед переломами профиля в верхней точке подъема, из-за которых в любой момент может выехать автомобиль. Во время движения в горах ситуация на дороге и показания приборов должны постоянно регулироваться. Скорость движения должна зависеть от состояния дороги. Если повис туман, и видимость составляет 10–15 метров, необходимо включить противотуманные фары и дальше ехать с ними. На крутых и закрытых поворотах лучше ехать с минимальной скоростью, и отпускать машину накатом нежелательно.

По сути, движение в горах делится на два вида — подъем и спуск.

Подъем

Если вы приближаетесь к подъему днем, полезно посигналить, для того чтобы предупредить встречные машины. Вечером или в туман лучше сигнал подать светом фар. Водителю желательно проверить и оценить окружающий ландшафт, выяснить, где находятся «карманы» для остановок, и порасспрашивать знающих людей о том, в каком состоянии дорога.

Дабы во время подъема присутствовал запас тяги, обороты двигателя нужно держать около оборотов максимального крутящего момента. Если, по-русски говоря, вы «кладете педальку в пол», а обороты падают, — переключайтесь на передачу ниже. На подъеме желательно избегать переключений, потому лучше сразу выбрать удобную передачу (обычно это вторая или третья), и весь подъем проехать на ней. В случае серпантина, где подъемы чередуются со спусками, бывает полезно проехать и на первой передаче.

На автомобилях с АКПП лучше использовать принудительное ограничение передачи, до которой будет производиться переключение в процессе разгона (режимы D3, D2, 3, 2, 1). Это в ряде случаев помогает избежать постоянных переключений передач.

Преодоление крутых подъемов следует начинать не ранее того момента, когда впереди идущий автомобиль достигнет вершины подъема, а встречный автомобиль — спуска.

Если случилась вынужденная остановка на крутом подъеме необходимо остановиться и непременно подложить под колеса колодки (башмаки, клинья, крупные камни). Как правило, колодки возят в кузове или багажнике, но на перевалах лучше их держать под рукой, чтобы при случае быстрее использовать. При преодолении очень крутых подъемов колодки можно сзади привязать к машине, чтоб они волочились за колесами на расстоянии в 15–20 см. Тогда, если машина неожиданно покатится назад, они попадут под колеса, и машина остановится.

Спуск

Спускаться по крутому склону порой опасней, чем подниматься. Важно внимательно следить за расстоянием до ближайшей машины, что едет впереди. В этом случае ехать на «нейтралке» категорически запрещается, потому что придется применять торможение двигателем. Обычными тормозами лучше просто подтормаживать потому, что тормозная жидкость может закипеть. Тогда в ней образуются пузырьки воздуха, из-за которых тормоза могут выйти из строя. На машинах с АКПП лучше спускаться на пониженной передаче, если есть возможность.

Если тормозная жидкость все-таки закипела, нужно, максимально эффективно подтормаживая двигателем и помогая ручником, добраться до ближайшего места остановки. Конечно, при этом нужно включить «аварийку». Если эти меры не помогают — пробуйте притереться к скале или отбойнику. Повреждений машины вряд ли получится избежать, зато удастся спасти жизнь.

Водитель и автомобиль в горах должны, конечно, находиться в полной боевой готовности, но если соблюдать правила, то можно и красотой насладиться, и безопасно проехать через перевал.

Александр Порхунов

Голосов еще нет