Ребенок в машине

Дети в автокреслах

С 2007 года по правилам дорожного движения перевозка детей младше 12 лет осуществляется только с помощью специальных удерживающих устройств — детских автокресел.

На вкус и кошелек

Не секрет, что стимулом для покупки детского автокресла для многих родителей служит не только забота о безопасности ребенка, но и строгая буква закона. И хотя сегодня штраф за неправильную перевозку детей составляет не такую уж астрономическую сумму — всего 500 рублей, он уже существенно отличается от прежнего наказания — 100 рублей, которые несознательные папы и мамы платили до 2008 года. В нашей стране автокресла для детей появились относительно недавно. До этого мало кому было интересно, что стандартные ремни безопасности, предусмотренные в каждом автомобиле, рассчитаны исключительно на взрослого человека, а вот ребенка в случае возникновения опасности они не только не спасут, но могут и усугубить травмы, полученные в результате аварии.

Ассортимент детских автокресел на российском рынке постоянно растет. Их стоимость в среднем варьируется от полутора до двадцати тысяч рублей. При таком разнообразии выбора многие родители выбирают вариант, который больше приемлем по цене, подчас забывая о том, что в первую очередь автокресло должно соответствовать весу и росту ребенка, а кроме того, оно должно быть оборудовано специальными ремнями и креплениями.

Размер имеет значение

Детские автокресла делятся на пять групп в зависимости от возраста и веса ребенка, для которого они предназначены.

Группа 0. Автокресла для новорожденных и детей массой менее 10 килограммов. Такие кресла размещаются на заднем сиденье и должны быть установлены в направлении, противоположном движению автомобиля. Самое большое удобство этого варианта заключается в том, что ребенка можно не вытаскивать из люльки, а нести сразу в ней. Широкий ремень пристегивает малыша уже внутри люльки.

Группа автокресел 0+. Предназначается для детей массой менее 13 килограммов. В таком кресле учитывается больший вес головы ребенка относительно массы всего тела. Ребенок в нем располагается полулежа, поэтому родителям новорожденных детей с приобретением подобного кресла придется подождать: брать его навырост не стоит, поскольку младенцам в таких креслах ездить нежелательно.

Группа автокресел 1. Устройства этой категории подойдут для детей массой от 9 до 18 килограммов. Кресло лучше устанавливать таким образом, чтобы ребенок сидел лицом назад относительно хода движения: это самое безопасное положение при лобовом столкновении, так как нагрузка при ударе в этом случае снижается, распределяясь по всей спинке кресле.

Группа автокресел 2. Разработаны для детей массой от 15 до 25 килограммов в возрасте от 3 до 7 лет. Установка против хода движения автомобиля при этом невозможна, поскольку ребенок уже большой, и его ножки будут упираться в спинку кресла автомобиля.

Группа автокресел 3. Подобные кресла рассчитаны на детей от 6 до 12 лет с массой тела от 22 до 36 килограммов. Поскольку такие устройства предназначены для детей постарше, кресла этой категории в большинстве своем представляют собой бустеры — сиденья с подголовниками. Функция бустеров заключается в том, чтобы приподнимать ребенка, который затем пристегивается штатными ремнями безопасности. Обычно бустеры удерживаются на месте не какими-то специальными креплениями, как автокресла других групп, а за счет массы тела самого ребенка.

Трансформеры. Есть и еще одна разновидность подобных устройств детской безопасности в автомобиле — кресла-трансформеры, которые могут объединять характеристики нескольких групп одновременно. Кресло-трансформер оснащено пятиточечным ремнем или специальным защитным столиком. В таких креслах можно отрегулировать по росту ребёнка буквально все: и спинку кресла, и высоту подголовника, и длину внутренних ремней безопасности. Еще один плюс кресла-трансформера — это экономия денег, поскольку в этом случае вам не нужно покупать новое кресло каждый раз, когда ребенок вырастает из предыдущего. Однако стоит учесть следующее: предположить, как и с какой скоростью будут расти дети, довольно сложно, из чего следует, что кресло в итоге может оказаться тесным. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и тот немаловажный факт, что кресла-трансформеры обладают меньшим уровнем безопасности.

Безопасность и комфорт

Выбирать детское автокресло лучше всего в специализированных магазинах, где можно уточнить все интересующие вас детали у консультантов. Не стоит брать подержанное кресло: из-за длительного использования некоторые механизмы могут деформироваться, причем дефекты поломки вы можете и не увидеть при поверхностном осмотре. По тем же причинам стоит поменять кресло на новое, если оно побывало в дорожно-транспортном происшествии, даже если, на первый взгляд, никаких изменений в нем не заметно.

Проследите, чтобы на кресле, которое вы приобретаете, стояла специальная маркировка — ЕСЕ R 44/03. Этот шифр означает, что кресло соответствует требованиям европейского стандарта безопасности. Предпочтительнее, чтобы каркас изделия был выполнен из металла, а не из пластика. Осмотрите кресло и убедитесь, что все замки работают исправно, нет видимых следов заводского брака, а все места с неровной, царапающей или шершавой поверхностью, а также швы отделаны тканью, чтобы, сидя в кресле, ребенок не испытывал дискомфорта.

Важно, чтобы кресло было вентилируемым. Отсутствие вентиляции и синтетическая обивка в теплую погоду, особенно летом, расстроят не только ребенка, но и родителей. Также желательно, чтобы у устройства был съемный чехол, который можно стирать отдельно: это избавит вас от необходимости каждый раз мыть все кресло целиком.

Как определить комфортность изделия? Это просто: достаточно взять свое чадо с собой в магазин — пусть посидит в кресле, привыкнет к нему, а вы по реакции ребенка сможете понять, какой из вариантов ему больше нравится. Комфорт родителей — тоже не последнее дело: для удобства взрослых многие кресла оборудованы специальными дополнительными кармашками, в которых можно разместить все, что понадобиться в дороге.

Как разместить?

Внутри салона автокресла для детей крепятся штатными ремнями безопасности, либо с помощью IsoFix — универсальной системы крепления. Перед установкой не стоит пренебрегать чтением инструкции, в противном случае не исключено возникновение ситуаций, когда ребенок пристегивается неправильно. Спинка и сиденье кресла должны быть зафиксированы ремнями безопасности. Сильное затягивание ремней — это ошибка родителей, кроме того, излишне перетянутое ремнями кресло может принять неправильное положение. Однако и свободно болтаться оно не должно.

Более надежной и эффективной является система IsoFix, хотя кресла с такими приспособлениями и стоят дороже обычных. Автомобиль, в который планируется установить подобное кресло, должен быть оснащен специальными кронштейнами, правда, на сегодняшний день это не такая большая проблема, поскольку эти устройства входят в стандартную комплектацию многих моделей автомобилей. Установка такого кресла экономит и силы, и время: в сиденье автомобиля заранее встроена база, в которую и помещается детское кресло. Из-за большого веса ребенка автокресла групп 2 и 3 системой IsoFix не оснащаются, поскольку в этом случае крепление с помощью штатных ремней намного безопаснее.

Родителям на заметку

Не забудьте, что стандартная подушка безопасности при срабатывании может нанести ребенку серьезные травмы, и ее необходимо отключить. Разумеется, если ваш автомобиль в принципе не оснащен ремнями безопасности, то устанавливать кресло для ребенка в нем не имеет никакого смысла.

Приобрести детское автокресло нужно в любом случае, и дело тут даже не в штрафе за его отсутствие. По статистике, удерживающее устройство на 75% защищает от травм, которые может получить ваш ребенок во время аварии. Тот, кто считает, что жизнь и здоровье его близких бесценны (а кто из нас не согласен с этим утверждением?), уж точно понимает, что экономить на собственном ребенке преступно и безответственно. Когда мы выбираем какую-либо вещь для себя, то вполне можем оценить, насколько ее качество зависит от стоимости. Поэтому, покупая кресло для своего ребенка, ориентируйтесь на оптимальное соотношение качества и цены, отдавая предпочтение изделиям без излишних «наворотов» и с высоким уровнем безопасности.

Это интересно

Самое первое детское автомобильное кресло изобрели в Америке в 1935 году. Защитить от травм оно еще не могло, так как главной его функцией было удержать ребенка и сделать так, чтобы он не отвлекал родителей. С этого момента автокресла во много раз усовершенствовались. А в 1958 году было принято Женевское соглашение, в его рамках подписано «Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле», затем это соглашение пересматривалось ещё дважды, в 1967 и 1995 гг.

Первые кресла от автопроизводителей — это кресла концерна Volvo, представленные на международной выставке 1967 года совместно с профессором Бертиль Альдманом.

В 1990 году Международным институтом ISO была введена новая система крепления Isofix.

С 1 января 1993 года стандарт ECE R 44 становится обязательным для детских автокресел, продаваемых в Европе. Затем в августе 1995 года крепление Isofix было официально внесено в редакцию правила ECE R 44/03.

А уже в 2009 году в силу вступила четвертая редакция стандарта ECE R 44 — ECE R 44/04.

Александр Матвеев, г. Самара

Голосов еще нет