Главные основы конструкции

Приемы, необходимые для выполнения безукоризненной обработки

Высверливание цилиндра

В настоящее время как в легковых двухколесках, так и в тяжелых колясках употребляются только вертикальные моторы. От горизонтальных моторов отказались оттого, что они представляют большие затруднения для установки их в переднюю часть коляски, так и потому, что они очень труднодоступны для осмотра или чистки; поэтому мы будем говорить о высверливании и изготовлении только вертикального мотора с маховиком внутри картера, единственном по нашему мнению пригодным, для продолжительной работы без значительного изнашивания; здесь усилие, предлагаемое к оси, соединяющей оба маховика не производит никакого бокового давления на главную ось мотора, так как моменты инерции маховиков взаимно уравновешиваются.

Большая часть вертикальных цилиндров отливаются из одной части, вместе с верхней крышкой, что устраняет возможность прорыва газа через недостаточно плотное соединение этих частей и, кроме того благодаря значительному упрощению выполнения, дает возможность удешевить производство.

Для выполнения вполне хорошего высверливания могут быть применены различные способы. Для больших моторов нужен токарный станок, с весьма солидной станиной, чтобы избежать дрожания резца во время высверливания цилиндра. Для литья цилиндров следует взять самый мелкозернистый чугун*) и рекомендовать литейщику начинать литье с глубины цилиндра, так что если бы получились раковины, то они находились бы с противоположной стороны, то есть с открытого конца цилиндра, а не по соседству с камерой, где происходят взрывы, так как если бы там оказалась бы раковина, то цилиндр не годился бы.

Толщина стенок цилиндра изменяется в пределах от 3 до 6 мм в зависимости от диаметра цилиндра.

Для цилиндра с внутренним диаметром от 65 до 70 мм стенки должны быть от 4 до 4,5 мм толщиной.

Цилиндр с внутренним диаметром от 70 до 90 мм должен иметь стенки толщиной от 5 до 6 мм.

Когда высверливание цилиндра будет окончено, должно остаться по крайней мере 2–3 десятых мм, которые следует снять до получения точного размера особым инструментом, изображение которого мы здесь помещаем.

Древний инструмент

Этот инструмент состоит из плоской, очень прочной стальной полоски по крайней мере 50 мм ширины при 15 мм толщины, конец которой откован в виде лезвия; с каждой стороны на одном конце полоски приделываются две накладки из твердого дерева, свинчиваются двумя болтами. Лезвию придают ширину, равную точному диаметру, который следует придать цилиндру, и затем придают ему желаемый скос. Высверливание, сделанное этим инструментом, получается превосходное как в отношении точности, так и в отношении полировки, так как при нем удаляются неровности, полученные при высверливании, и придается начальная полировка. Как мы говорили, цилиндры, отлитые вместе с крышкой, входят все в большее и большее употребление и поэтому, только что описанный инструмент становится необходимым для получения вполне хорошей работы.

Этот инструмент делается также с подвижным лезвием, дающим возможность восстановить его ширину, уменьшившуюся от истирания. Это тот же инструмент, который мы только что описали, но только с подвижным лезвием.

От верности пригонки цилиндра к картеру зависит направление силы мотора по отношению качания шатуна; может существовать небольшое отклонение, которое не будет очень влиять на силу мотора, но имеет действие на ось. Цилиндр должен быть пригнан весьма тщательно, дабы избегнуть путь вредного трения, отнимающего значительное количество килограмметров.

По истечении некоторого времени сила мотора несколько восстановится, но цилиндр будет нести непоправимые следы плохой подгонки.

Сегменты поршня образуют в цилиндре значительную выемку, которую можно ощупать пальцем, и так как она делается лишь с одной стороны, то легко проверить, в какую сторону скошен мотор.

Вследствие того, что цилиндр не пригнан точно по отношению к картеру, нижняя часть поршня и его ось работают, заклиниваясь, и будут стираться с одной стороны до тех пор, пока, благодаря этому процессу, поршень не начнет работать нормально по отношению к оси маховиков.

При прикреплении цилиндра к картеру следует обратить серьезное внимание на то, чтобы плоскость маховиков была вполне параллельна плоскости качания шатуна; от этого зависит хороший ход мотора.

*) Пробовали делать цилиндр из ковкого чугуна или из стали, но до сих пор наилучшие результаты дал мелкозернистый чугун.

Georgia Knap 1904 г.

Голосов еще нет