Ну давай, заводись!

Открытый капот фото

С наступлением зимы некоторые водители поставили свои авто «на прикол», но большинство не мыслит своего передвижения без своей машины, им всегда надо быть на колесах. В этой статье рассказывается о причинах, по которым будет затруднен запуск бензинового и дизельного двигателя в мороз, и о правильных методах его запуска.

В общем, для запуска двигателя необходимы три основных фактора: подача топлива, искра на свечах и поступление воздуха. Мы как-то не задумываемся об этом летом, но в зимний период требования к данным факторам особые. По порядку…

Подача топлива

Исправной подаче топлива могут воспрепятствовать засорившийся топливный фильтр, сетка бензоприемника на бензонасосе (для автомобилей с распределенным впрыском топлива), забитые форсунки, неисправный бензонасос. Это то, на что следует обратить внимание, если ваш автомобиль начал хандрить. Бензин низкого качества также является причиной плохого запуска. Кстати, зимой советуют использовать бензин с минимальным октановым числом, разрешенным для автомобиля. К примеру, если вашей машине разрешен бензин с октановым числом 92, а летом вы ездите на АИ‑95, зимой поменяйте его на АИ‑92 — это облегчит запуск двигателя.

Очень распространенный для зимы случай — вода в баке. Откуда она берется? Вода — это конденсат, образующийся на внутренних стенках бака в зимний период времени, который попадает в топливо и затрудняет, а вернее сказать, делает невозможным запуск двигателя. Чтобы воспрепятствовать образованию воды в баке, достаточно часто держать его почти полным. Если все же вода попала в топливо, то не надо спешить его сливать, добавьте в бак немного спирта, он смешается с молекулами воды и осядет на дне, после чего испарится.

Наличие искры

Искра возникает на свечах зажигания. В результате работы двигателя на электродах свечи образуется нагар. А если учесть качество нашего топлива, то этот нагар сильный и образуется быстрее. Перед наступлением холодов свечи нужно от него почистить.

Поступление воздуха

Для свободного и в достаточном количестве поступления воздуха должен быть чист клапан холостого хода, чтобы мотор исправно заводился и потом прогревался, ведь клапан еще влияет на холостые обороты двигателя.

Важную роль при запуске двигателя играет заряженный аккумулятор. Перед наступлением холодов в АКБ следует проверить плотность и уровень электролита и полностью зарядить.

Бывают сложности запуска и по вине стартера. Неисправный, слабый стартер не сможет обеспечить достаточных оборотов для раскрутки мотора.

Запуск дизеля

Дизелю из-за более высокой компрессии в цилиндрах нужен более мощный стартовый толчок. Особое внимание нужно уделить аккумулятору. Не стоит использовать АКБ с пусковым током ниже 320 A. С АКБ, находящейся в эксплуатации более 3 лет, тоже могут возникнуть проблемы. Еще проблемы дизелей — неправильная установка угла опережения впрыска топлива, неисправность насоса подкачки топлива, свечей накаливания и загустение топлива. Заправляться в минусовые температуры необходимо зимней соляркой.

От теории к практике

Необходимые условия для запуска двигателя при отрицательных температурах:

  1. Заведомо исправный автомобиль. В том числе с рабочим стартером и полностью заряженной АКБ.
  2. Моторное масло маркировки 5W40 (в идеале 0W40) для иномарки и 10W40 для нашей при температуре эксплуатации до –30 °C. При более низких температурах лучше сменить масло на более жидкое (для отечественных). Разбавлять масло, например к полусинтетике доливать синтетику, не рекомендуется, только полная замена.
  3. Искра на свечах.
  4. Топливо в системе.

Если ваша машина работает на газу, то перед запуском при минусовых температурах переключите тумблер с газа на бензин и производите запуск и прогрев авто на бензине!

Процесс запуска двигателя

  1. Выключите все энергопотребители — отопитель, автомагнитолу, обогрев заднего стекла и пр.
  2. Чтобы разогреть электролит в АКБ, на 10–15 секунд включите габариты.
  3. После выключите габариты и начинайте запуск.
  4. Запускайте двигатель, только выжимая «в пол» педаль сцепления. Таким образом вы облегчите работу стартера. Ему не придется, кроме коленвала двигателя, вращать еще и шестерни КПП с загустевшим маслом.
  5. После запуска двигателя педаль сцепления следует некоторое время подержать выжатой, а затем плавно отпустить. Масло в коробке передач тоже нужно прогревать и прогревать правильно. Для АКПП: после запуска двигателя включить заднюю передачу и несколько минут удерживать автомобиль на месте, нажав педаль тормоза.
  6. Каждая попытка запуска не должна быть дольше 5 секунд.
  7. Если будете крутить стартером дольше, он может сгореть, так как на него идет ток очень большой величины.

  8. После каждой неудачной попытки нужно делать перерыв на 30 сек., затем повторить запуск. Делать больше четырех попыток подряд нет смысла: нужно устранить причину неудач, после чего продолжить.

Если автомобиль не завелся…

Распространенная ошибка многих водителей: от отчаяния они продолжают крутить стартером снова и снова. Ничего хорошего вы этим не добьетесь: в лучшем случае — «в ноль» разрядите АКБ, в худшем — «спалите» стартер. В этом деле нужны спокойствие и собранность: проверьте свечи — их могло залить топливом. Если так оно и есть, замените их. Если второго комплекта свечей у вас не нашлось, следует почистить и прокалить имеющиеся. Можно зажигалкой, но лучше вернуться домой и прокалить свечи в духовке. После этого вкрутите свечи обратно и повторите попытку.

Искровой промежуток свечей уменьшать не рекомендуется!

На автомобиле с распределенным впрыском топлива (инжектор) после заливания свечей можно просушить цилиндры: выкрутить свечи, нажать педаль акселератора «в пол» и покрутить стартером 5 секунд. Высоковольтные провода при этом не должны касаться «массы». Заранее положите тряпку на свечные отверстия, чтобы брызги бензина не испачкали автомобиль.

Почти 100% гарантия запуска карбюраторного двигателя при наличии искры и исправной подаче топлива — использование стартовой жидкости, она продается в виде аэрозольных баллонов.

Как правильно «прикуривать»

Если ваш аккумулятор совсем сел, то можно попробовать запустить мотор от заряженного аккумулятора другого автомобиля, то есть попросить «прикурить». Как это сделать правильно?

Вам понадобятся «автомобиль-донор» и специальные провода для «прикуривания» с мощными зажимами («крокодилами») на концах. Провода подсоединяются от разряженного аккумулятора к заряженному — это очень важно. Соединяем минус (-) разряженного автомобиля (крыло или кронштейн — в общем, любая часть кузова, либо банально к минусовой (-) клемме) с минусовой клеммой заряженного аккумулятора, а плюсовую (+) клемму разряженного аккумулятора с плюсовой (+) клеммой заряженного. Во время этой процедуры провода не должны касаться движущихся частей автомобиля. В процессе «прикуривания» важно заглушить двигатель «донора», чтобы не рисковать его электроникой! После всех подготовительных процессов заводим авто с севшим аккумулятором. После этого ждем 3 минуты, затем аккуратно снимаем провода (сначала минусы (-), потом плюсы (+), последовательность аккумуляторов не важна). Стоит сказать, что старую АКБ или АКБ с загрязненными или окисленными клеммами лучше для этого не использовать, так как она может воспламениться.

Буксир

Не рекомендуется использовать в буксировке автомобиль с АКПП ни в качестве буксируемого автомобиля, ни в качестве буксирующего. На автомобиле с МКПП вам нужен капроновый канат или буксировочный трос длиной от 4 до 6 метров.

Сядьте за руль. Если ваш автомобиль оснащен ручным приводом воздушной заслонки, потяните его до конца. Начинать движение нужно, выжав педаль сцепления, чтобы сначала прокрутились шестерни КПП и редуктора главной передачи, «раскатались» колеса, и лишь после этого плавно опускать ее, чтобы ведущие колеса не скользили из-за большой нагрузки со стороны двигателя. Если колеса «пошли юзом», нужно вновь выжать сцепление и попробовать отпустить. Не помогает — переключиться на повышенную передачу. В идеале вместе с буксирующим наберите скорость до 40 км/ч, поверните ключ зажигания и включите третью передачу. После этого начинайте медленно отпускать сцепление, машина должна завестись. Если набрать такую скорость не представляется возможным, проверните все то же самое только на скорости 15–20 км/ч на второй передаче. Аналогичным способом можно заводить автомобиль «с толкача». Важный момент: инжекторный двигатель заводить «с толкача» нельзя: может оборваться ремень ГРМ, и клапана могут встретиться с поршнями. В итоге — ремонт двигателя.

Заключение

Зимой в автомобиле должны быть запасной комплект свечей, провода для прикуривания и буксировочный трос. Если автомобиль «ночует» во дворе, то АКБ на ночь лучше забирать домой — в тепло. Для подогрева масла в картере двигателя перед утренним запуском как электрических, так и газовых есть много приспособлений, к примеру, вместо сливной пробки картера двигателя. Далее заводим авто и прогреваем двигатель до рабочей температуры. Мало кто знает, но КПП тоже следует прогревать. Для АКПП есть один прием: включите заднюю передачу и несколько минут удерживайте автомобиль на месте, нажав педаль тормоза. Для МКПП такого приема нет. После прогрева двигателя и коробки передач на месте плавно начните движение на малых оборотах, избегая резких ускорений. Это следует выполнять для полного прогрева КПП.

Если масло в двигателе сильно загустело, не стоит заводить его «с толкача» или буксиром, при принудительном запуске мотора может случиться масляное голодание на одном из шатунов (а то и на нескольких), в результате чего он провернется на вкладышах.

Я надеюсь, эти советы помогут вам без проблем завести ваш автомобиль! Удачи на дорогах!

Денис Паньков, г. Курск, фото Александра Порхунова

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)