Как правильно выбрать моторное масло?

Подбор моторного масла

Качественное и правильно подобранное моторное масло является одним из главнейших условий стабильного и эффективного функционирования вашего автомобиля. А это означает, что если вы правильно выберете моторное масло для своего «железного коня», то можете быть уверены в том, что двигатель будет работать, как часы.

Первое правило автомобилиста, как и первое правило пользователя любой техники, состоит всего из двух слов — читаем инструкцию или, в случае с автомобилем, сервисную книжку. И действительно, в инструкции, прилагаемой к вашему автомобилю, можно обнаружить не только его подробное описание, но и особенности его эксплуатации. В том числе в инструкции можно обнаружить информацию, касающуюся правильного выбора моторного масла именно для вашего автомобиля. И эта информация размещена в инструкции не просто для общего ознакомления. Следуя советам автопроизводителя, вы сможете подобрать моторное масло, идеально подходящее для вашего «железного коня», вследствие чего вы сможете добиться стабильности работы его «сердца». Ну а если вы хотите разобраться во всех тонкостях выбора масла, а не слепо следовать размещенной информации, то можете читать дальше. Заметим, что покупателям автомобилей, бывших в употреблении, может и не достаться вышеуказанная инструкция, но ее всегда можно купить в магазине или скачать в глобальной сети.

Процесс выбора моторного масла для рядового автомобилиста начинается с рассмотрения полок в автомобильном магазине. Да, выбор действительно велик. Начинающий автомобилист может подумать, что все представленные виды масла различаются только по компаниям, которые их изготовили. На самом деле различий гораздо больше, в чем вы и убедитесь далее.

Разновидности моторных масел

Прежде чем рассматривать разновидности моторных масел, мы хотели бы заметить, что чистых масел просто не бывает. Любое моторное масло, которое предлагается в автомобильных магазинах, состоит из базового масла и всевозможных присадок. При этом присадок может быть от 20 до 30%, в зависимости от компании-производителя. Это совсем не означает, что производители пытаются сэкономить на масле, разбавляя его дополнительными элементами. Просто присадки, которых насчитывается около 20 разновидностей, помогают моторному маслу приобретать антикоррозийный, антиокислительный, противоизносный, моющий и прочие эффекты. То есть при помощи присадок компания пытается улучшить эффективность моторного масла, хотя и снижает долю самого масла в общем составе.

Итак, говоря о разновидностях моторного масла, выделяют минеральные, синтетические и полусинтетические масла. Кроме того, в отдельную категорию можно выделить гидрокрекинговые масла, но они не слишком распространены из-за ряда характерных особенностей. Как вы понимаете, моторные масла отличаются тем, из каких материалов они сделаны. Натуральные компоненты используются как в минеральном, так и в полусинтетическом масле. А синтетические масла — это, как изволит выражаться отечественный покупатель, «сплошная химия». Однако не стоит делать преждевременных выводов о том, что натуральный продукт всегда лучше искусственного.

Минеральное масло

Как мы уже сказали, минеральное моторное масло изготавливается из натуральных компонентов путем дистилляции и рафинирования. Как правило, в качестве основы используется нефть, а точнее — масляные фракции ее перегонки. Минеральные масла могут быть ароматическими, нафтеновыми и парафиновыми. Различие между этими тремя разновидностями масла заключается в строении углеводов, которые входят в их состав. Если говорить о том, какое минеральное масло лучше для автомобиля, мы бы рекомендовали парафиновое масло, которое обладает достойными показателями температуры и вязкости. При выборе минерального моторного масла вы должны выяснить, сколько серы содержится в его составе. Лучшим вариантом будет содержание серы до 1%, что позволит снизить износ деталей двигателя. Более высокое содержание серы, как вы понимаете, увеличит износ, однако такое масло стоит значительно дешевле. Отметим, что минеральное масло с высоким содержанием серы необходимо менять гораздо чаще, чем качественное моторное масло.

Минеральное моторное масло отличается от синтетического варианта не только составом, но и вязкостью. Первый вариант имеет большую вязкость, что обусловливает сферу его применения. Минеральное машинное масло рекомендуется заливать в отечественные автомобили старой сборки. Высокая вязкость позволит обойтись без лишних подтеканий, даже если в машине изношены сальники. А вот чистую синтетику заливать в старые автомобили противопоказано. Ее недостаточная вязкость, оптимальная для новых моделей авто, в старых двигателях будет приводить к протеканию масла через прокладки и сальники. Справедливо и обратное утверждение, которое указывает на то, что минеральное масло лучше не заливать в новые автомобили. Кроме того, минеральное моторное масло совершенно не предназначено для работы в жестких условиях, поскольку оно не обладает необходимыми характеристиками. Под термином «жесткие условия» мы подразумеваем не только высокие и низкие температуры окружающей среды, но и большие нагрузки на двигатель.

Синтетическое масло

Синтетическое моторное масло, как и следует из названия, производится не из нефти, а из химических соединений, каждое из которых позволяет маслу обладать теми или иными эксплуатационными характеристиками. В частности, синтетика обладает большей текучестью, что может уменьшить расход топлива автомобиля и увеличить его мощность. Синтетическое масло отлично работает как при низких, так и при высоких температурах, поэтому переживать за работу двигателя в экстремальных климатических условиях не приходится. Кроме того, синтетика имеет внушительный срок службы и химическую стабильность. Последнее означает, что синтетическое моторное масло не будет парафинизироваться или окисляться в процессе работы. Как вы понимаете, все эти преимущества просто не могли не сказаться на цене синтетики, которая заметно выше, чем цена минерального масла. Поэтому синтетическое моторное масло оптимально использовать только при больших нагрузках и экстремальных температурах, то есть там, где остальные разновидности масла не справятся с возложенной на них задачей.

Полусинтетическое масло

В начале нашей статьи мы говорили о принципе «золотой середины», которого нужно придерживаться автомобилистам при выборе моторного масла. Полусинтетическое масло — это усредненный вариант, который объединяет в себе минеральное и синтетическое масло. Проще говоря, при производстве полусинтетики производители смешивают синтетику и минералку в определенных пропорциях, что позволяет добиться оптимального результата. В частности, полусинтетика обладает отличными характеристиками, которые лучше аналогичных характеристик масла минерального. Стоит оно дешевле синтетики, но дороже минералки. К слову сказать, многие автомобилисты заливают полусинтетику в относительно старые отечественные автомобили. Но при этом необходимо удостовериться в хорошем состоянии сальников, а также в том, что двигатель поддерживает необходимое давление.

Что касается гидрокрекинговых моторных масел, то их качество и характеристики близки к синтетическому маслу, однако их долговечность больше напоминает масло минеральное. Другими словами, гидрокрекинговое масло нужно заливать только в экстренных случаях, когда другого масла не найти. Отметим, что многие производители выдают гидрокрекинговое масло за синтетику, хотя на этикетке мелким шрифтом можно обнаружить соответствующую пометку. Поэтому не бойтесь показаться придирчивым — досконально изучайте этикетки!

Общие рекомендации

Фирменное моторное масло, как и любой другой продукт, может быть поддельным. Совсем не обязательно, что моторное масло с этикеткой от BP будет оригинальным. Помните, что чаще всего подделывают продукцию популярных торговых марок, поэтому от покупки подделки никто не застрахован. Поддельное моторное масло может навредить вашему двигателю, поэтому при покупке будьте бдительны. Вы всегда можете снизить риск приобретения подделки до минимума, покупая моторное масло исключительно в специализированных магазинах.

Мы уже говорили о том, что в состав моторного масла обязательно входят присадки, которые указываются на этикетке. Однако вы можете долить в масло какую-либо дополнительную присадку, которая добавит моторному маслу определенные свойства. Но стоит быть предельно внимательными, поскольку некоторые присадки могут улучшить одни свойства, а эффективность других резко пойдет на спад. Поэтому присадки можно добавлять только опытным автомобилистам, которые знают, на что идут.

Ни в коем случае нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло самостоятельно. Если вы привыкли ездить на «минералке», то придерживайтесь этой привычки до последнего. Как вариант можно постепенно перейти на полусинтетику. Но смешивание минералки и синтетики гарантированно приведет вас к выпадению нерастворимого осадка со всеми вытекающими из этого последствиями.

Производители автомобилей рекомендуют менять масло каждые 10 тысяч километров. Если вы привыкли ездить в агрессивной среде мегаполиса, при низких температурах либо на дизельном топливе, то моторное масло придется менять каждые 5–7 тысяч километров. В специализированных магазинах можно найти моторное масло, имеющее маркировку LongLife. Стоит оно дороже обычного, зато и менять его нужно не чаще чем каждые 15–25 тысяч километров. И не забывайте, что изношенный мотор «перерабатывает» масло гораздо быстрее, чем мотор новый. Поэтому владельцам подержанных автомобилей нужно следить за уровнем масла с особой тщательностью.

Владимир Семёнов, г. Набережные Челны.

Голосов еще нет