Сердце двигателя

Свечи зажигания фото

Самая первая и простая диагностика двигателя заключается в осмотре свечи зажигания: он сразу позволяет определить, в каком состоянии находится машина. Причем, чем раньше вы заметите неполадку, тем спокойнее будет вашему кошельку.

Для начала рассмотрим, какова значимость свечи зажигания, и поймем, как она работает. Задачей этой детали автомобиля является поджигание воздушнобензиновой смеси в цилиндрах двигателя. Свеча получает высоковольтный импульс с трамблера, затем между электродами проскакивает искра и поджигает смесь. Мощность искры напрямую зависит от зазора между ее электродами и от величины импульса. Из этого следует, что, чем мощнее искра, тем с большей уверенностью мы можем сказать: зажигание смеси пройдет удачно.

За пятнадцать тысяч километров пробега автомобиля свеча испускает около двадцати миллионов искр. По истечении этого периода наступает усталость механизма, по этой причине свечи стоит заменить новыми. Но в суровых российских условиях срок эксплуатации свеч может сократиться на одну треть. Это происходит по причине того, что зазор между электродами со временем увеличивается, а мощность теряется. Даже если затем попробовать «подлечить» свечу и подогнуть боковые электроды, тем самым как бы восстанавливая изначальное расстояние между ними, наполовину выгоревший электрод будет усиленно нагреваться из-за ухудшения отвода тепла. Дальнейшая служба такой свечи весьма сомнительна: при соответствующей нагрузке она может перегреться и вызвать небезопасное для двигателя калильное зажигание.

Чтобы обезопасить автомобиль, многие производители делают свечи с так называемым биметаллическим центральным электродом. Он придает свече термоэластичность и имеет широкий диапазон в использовании. Биметаллические свечи могут самостоятельно очищаться от нагара и неплохо сопротивляются перегреву. Биметаллическим может быть не только центральный электрод, но и боковой.

С появлением форсированных моторов с особым турбонаддувом, механикам-конструкторам пришлось задуматься: понадобились свечи из материала с более высокой эрозийной стойкостью. Так были разработаны свечи с центральным электродом из тонкой платиновой проволоки. По температурным параметрам они эквивалентны свечам с обычным биметаллическим центральным электродом из меди, но служат подобные «платиновые» свечи раза в два дольше обычных. Хотя есть и очевидный минус — это цена, которая в 2–3 раза выше стоимости аналогов.

Какую свечу вы бы в итоге ни выбрали для своего автомобиля, нужно научиться определять по внешнему виду ее изношенность. Тепловой конус нормально работающей свечи по цвету близок к цвету кофе с молоком. Окраска конуса меняется в результате отложений продуктов горения, которые видны и на боковых электродах. Кстати, по этим следам можно судить и о качестве топлива.

Следующий показатель, на который стоит ориентироваться — эрозийный износ свечи. Если он мал, это означает, что тепловые характеристики не нарушены, и свеча в норме. Из этого следует, что двигатель и все его системы работают нормально, причин для беспокойства нет. После подобной нехитрой проверки и регулировки зазора, свечу зажигания можно смело вернуть на место и на некоторое время забыть о ее существовании.

Дмитрий Перемитин, г. Норильск

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)