«По кочкам, по гладеньким дорожкам…»

Рост числа ДТП — характерная примета нашего времени. Специалисты утверждают: автовладельцам не хватает культуры вождения. Однако бывает, что вины водителя в дорожно-транспортном происшествии нет, аварию спровоцировала не его неграмотность, а плохая дорога.

Сколько именно таких ДТП случается ежедневно, не знает никто. Хотя можно предположить, что много: дороги не только в Томске, но и в целом по стране особо хорошим качеством не отличаются.

По имеющимся данным, за 4 месяца 2012 года на дорогах нашего города произошло 40 серьезных аварий, сопутствующей причиной которых стали неудовлетворительные дорожные условия (основные причины — это отсутствие уличного освещения, гололедица и т. д.). Как поясняют сотрудники ГИБДД, отдельной статистики о подобных дорожно-транспортных происшествиях с материальным ущербом не существует. К тому же далеко не всегда сами водители, обнаружив, что нанесли повреждения своему автомобилю, не заметив ухаб или яму, станут обращаться в автоинспекцию. Чаще бывает так: попал в выбоину, выругался, а уже потом на станции техобслуживания увидел проблему «в полный рост»: оказывается, поломка тянет на кругленькую сумму.

— Я недавно из-за ямы на дороге разбил диск колеса. Обнаружить ее и объехать не мог: она была залита водой, и мне ее просто не было видно. Постоял-постоял, подумал, обращаться ли в ГИБДД, оформлять ли протокол… И не стал, потому что спешил, — делится своей историей Александр Лебедев, водитель со стажем. — Потом пришлось менять диск самому.

Как правило, люди либо не знают, что можно возместить нанесенный в ДТП из-за проблем на дорогах ущерб, либо не хотят терять время на разбирательства. Однако по закону, если из-за ямы или открытого люка вы угодили в аварию, можно попробовать привлечь дорожников к суду.

О ГОСТе на открытые люки

Согласно общероссийскому стандарту, трещины и выбоины не должны превышать по длине 15 см, по ширине 60, по глубине — 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Существуют нормы и на закрытые крышкой люки. В стандарте сказано, что «не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 сантиметра».

Чуть больше 3 сантиметров — предел, на который может отклониться решетка дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры ответственность несут дорожные службы.

Любое нарушение указанного госстандарта влечет за собой административную (или уголовную) ответственность.

Если автомобиль, которым вы управляете, пострадал, к примеру, из-за неогороженного люка без крышки, к ответственности можно привлекать дорожные службы. Они обязаны содержать дороги в нормативном состоянии и соблюдать нормы эксплуатации.

Есть перечень показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог (имеется в виду между населенными пунктами), улиц и дорог городов и прочих населенных пунктов, вплоть до деревенских.

Полностью документ, о котором речь, именуется ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Кто виноват?

Моя подруга живет в Беларуси. Она рассказала, что ее дочь однажды ехала по минской кольцевой дороге в своей «Тойоте». Не заметила, как наехала на две выбоины в дорожном покрытии глубиной восемь и три сантиметра. Машина опрокинулась. К счастью, девушка сама не пострадала, а вот авто любимое побила так, что его пришлось долго восстанавливать. Пострадавшая обратилась в суд. В итоге после годового разбирательства дорожники, ответственные за этот участок покрытия, выплатили ей компенсацию.

Хочется думать, что в Минске, где произошло вышеописанное ДТП, к качеству дорожного покрытия все-таки нет особых претензий, и аварии там рассматриваются как чрезвычайные обстоятельства. Что происходит в Томске?

По данным, предоставленным департаментом городского хозяйства, на сегодняшний день в оперативном управлении у данной структуры находится 730 км улично-дорожной сети, из них 540 км дорог с усовершенствованным покрытием (асфальт) — это улицы 1 и 2 категории; оставшаяся часть автодорог покрыта гравием (такие дороги относятся к 3 категории). В 2012 году в городе имеется 0,7–0,8% от требуемой суммы на ремонт дорожного покрытия: это 26 млн. рублей на ямочный ремонт и 10 млн. рублей на литой асфальт. Много работ на эти деньги, пожалуй, не сделаешь.

— Процентов 70 дорожной сети города находится в удовлетворительном состоянии, — поясняет Вячеслав Черноус, начальник департамента городского хозяйства администрации Томска. — Есть участки, которые действительно представляют проблему — например, это улица Угрюмова, дорожное покрытие которой будет восстанавливаться по решению суда. Кроме того, нами отрабатываются предписания ГИБДД, касающиеся восстановления дорожного полотна, улучшения его качества.

Что касается разбирательств департамента с томичами по дорожно-транспортным происшествиям с материальным ущербом, то, по словам Вячеслава Михайловича, если пострадавший в ДТП докажет в судебном порядке, что повреждение его автомобиля связано с ненадлежащим состоянием улично — дорожной сети, ему будет выплачено возмещение нанесенного ущерба.

— Учитывая, что аварии на дорогах происходят зачастую по вине водителей (это подтверждает суд), департамент городского хозяйства в большинстве случаев доказывает свою невиновность, — добавляет В. Черноус.

Многие томские водители говорят: им лично неизвестны случаи, когда наши автомобилисты, въехав в промоину, скрытую под водой, и разбив машину, выигрывали бы суды. Доказать свою невиновность действительно непросто. Но если человек за рулем твердо уверен, что никак не мог обнаружить препятствие, а также верно выбрал скорость, можно попытаться повернуть Фортуну к себе лицом. Почему бы нет?

Что делать?

Условно действия человека, попавшего в ДТП, и уверенного, что главный виновник случившегося — дорога, можно разделить на несколько частей.

  1. Вызвать ГИБДД и не трогать машину с места.
  2. Найти свидетелей. Это необходимо, так как самое трудное в суде — доказать связь между аварией и состоянием дороги. Свидетели могут помочь, как и сфотографированная или снятая на видеокамеру картинка с места. Фотографируйте яму так, чтобы был понятен ее размер. Для этого положите рядышком мобильник, пачку сигарет.
  3. После приезда сотрудника автоинспекции важно проконтролировать составление им схемы аварии. Все внимание направьте на то, что в момент ДТП не были установлены предупреждающие дорожные знаки, например: «Ремонт дороги» или «Объезд». Пусть также будут записаны размеры ям на асфальте и т. д.
  4. Выясните, кто отвечает за участок дороги, где случилась авария. Претензии предъявляются к головной организации.
  5. Посчитайте в специальной оценочной фирме, во что вам обошелся ремонт автомобиля из-за ямы на дороге. На процедуру оценки заказным письмом нужно пригласить представителей дорожной службы. Если они не появятся, на суде вы сможете показать копию приглашения.

    Составьте претензию к дорожникам с предложением добровольно возместить нанесенный ущерб. Изложите суть случившегося, приложите копии документов, имеющих отношение к ДТП, чеки на покупку запчастей и прочее.

    Отправьте дорожникам все документы заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забудьте в статью своих расходов включить цены экспертизы, почтовых услуг, эвакуатора.

    Надо указать в письме срок, в течение которого вы ждете от дорожной службы ответ. Если ответа не последует, суд примет те же самые документы. Но тогда размер возмещения вам вреда, причиненного в ДТП, вырастет для них на размер госпошлины и на размер оплаты вашего адвоката.

Анастасия Рублева, г. Томск

wonderlaneflickr.com 2
wonderlaneflickr.com
Голосов еще нет