Вперед в будущее!

Автомобиль с розеткой

На сегодняшний день автомобиль является самым массовым и комфортным видом транспорта. Правда, он же служит и существенным фактором загрязнения окружающий среды: ущерб, наносимый экологии в результате производства, эксплуатации и, конечно, при утилизации автомобилей, составляет более 60%. Не стоит забывать и о горючем, различных маслах и автохимии.

Когда сгорает топливо, в атмосферу выбрасываются тонны оксидов азота и серы: может, поэтому и кислотные дожди идут чаще? К тому же, бензиновые автомобили, особенно в условиях постоянного роста цен на топливо, пока еще остаются достаточно затратным средством передвижения. Возможно, именно поэтому многие прогрессивные страны всерьез задались целью сконструировать менее дорогое и более экологичное авто, которое в будущем смогло бы потеснить на дорогах громоздких и чадящих «железных коней». Так в среде мировых автоконцернов вновь заговорили об электрокарах.

Что такое электромобиль?

Первое отличие электромобиля от просто автомобиля — это сам двигатель. Традиционные автомобили в движение приводит двигатель внутреннего сгорания, в электромобиле же самое главное — это электрическое питание. Происходит оно от топливных элементов, или от аккумуляторов, которые можно зарядить от домашней сети. Сначала электроэнергия подается к электромагнитному разъему, потом она поступает в электродвигатель, а уже он, в свою очередь, вращает колеса. Так что коробка передач здесь абсолютно не нужна, и ее отсутствие — это уже вторая характеристика электрокара, которая заметно отличает его от бензинового транспорта (к слову, он и появился-то гораздо позже).

Из истории электромобиля

Самая первая электромоторная тележка появилась еще в 1841 году. А спустя чуть больше полувека, в 1899 году, русский инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый двухместный электромобиль, который мог развивать скорость до 37 км/час.

Удивительно, но электромобили были широко распространены уже в начале ХХ века. В США, например, они составляли половину всего транспорта, конкурируя с машинами, использующими паровые двигатели. В те дни на улицах больших городов мира можно было встретить и грузовые электромобили, и электробусы — так что, устройства, у которых вместо «сердца» был не пламенный, а электрический мотор, уже в прошлом веке были вовсе не порождением фантастов, а вполне реальной приметой повседневной жизни.

Первый в мире автомобиль, разогнавшийся до 100 км/ч, также был электрическим. Назывался он La Jamais Contente, а само историческое событие произошло в 1899 году во Франции. Затем изобретатели смогли взять планку в 130 км/час. Следующий рекорд, уже на максимальную дальность поездки, принадлежит фирме «Борланд Электрик», автомобиль которой с одной подзарядкой преодолел расстояние протяженностью в 167 км, его средняя скорость при этом составляла 55 км/ч.

Но если в начале прошлого века автомобили с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания имели равные характеристики, тогда почему большего развития в дальнейшем достигли именно вторые? Ответ прост: электромобилю нужно было гораздо больше времени для подзарядки.

Именно поэтому этот вид транспорта на некоторое время и отошел на второй план. И только в связи с экологическими проблемами в 1960-х и энергетическим кризисом 70-х годов прошлого века идея автомобиля, которому не нужно традиционное топливо, вновь стала популярна.

Плюсы электромобилей

Первое преимущество, которое позволяет говорить об электромобилях как о транспорте будущего — это их высокая экологичность. Кроме того, в них не используется бензин, а это значительно снижает вероятность пожара или взрыва. Конструкция электромобиля проста как в использовании, так и в обслуживании, а техобслуживание гораздо дешевле: учтем отсутствие затрат на всевозможную автохимию, масла и антифризы. Вообще, экономичность — это еще одно несомненное достоинство подобных машин. Использовать энергию электричества гораздо выгоднее, чем постоянно жечь бензин: ночью электромобиль может подпитывать свои аккумуляторы от обычной розетки, а днем — от солнца. Коэффициент полезного действия у автомобилей электрических в два раза больше, чем у простых бензиновых. Казалось бы, покупай да радуйся, но, как и у всего в этом мире, есть свои изъяны и у электрокаров.

Минусы электромобилей

Главные сложности, с которыми сталкиваются создатели электромашин — производство особо емких, безвредных аккумуляторов и налаживание обширной автозарядной инфраструктуры для большого количества потребителей. Еще одной проблемой является утилизация выработавших свой ресурс аккумуляторов, так как в них содержатся ядовитые компоненты. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность того, что при повсеместном распространении электромобилей в момент массовой зарядки транспорта может произойти перегрузка электросетей. Да и энергозатраты каждого конкретного электромобиля могут «прыгать»: и свет, и кондиционер, и отопление в нем получают энергию от аккумулятора, так что если включить все имеющиеся у автомобиля опции, его электрозаряд будет расходоваться быстрее.

Планы на будущее

Самым большим вопросом, тормозящим популяризацию и широкое распространение электромобилей, остается производство аккумуляторов. Чтобы решить эту проблему, некоторые лидеры автопрома даже строят совместные предприятия с производителями батарей. Однако, несмотря на имеющиеся сложности, уже сегодня серийные электромобили постепенно завоевывают рынок — продажи популярного Mitsubishi I MiEV, например, только в сентябре 2011 года перевалили за 15 000. Свои электромобили выпускают такие известные фирмы, как Peugeot,Citroen, Ford, Renault, Nissan и многие другие.

Ставятся и новые рекорды — как на скорость, так и на протяженность поездки. В 2010 году был создан аккумулятор, который позволял электропогрузчику работать 32 часа всего лишь с одной подзарядкой батареи. Изучается возможность конструирования аккумуляторов с помощью наноматериалов. Создаются зарядные станции, которые используют энергию ветра или солнца.

Так что и будущее, и планы у электрокаров определенно есть. Главное, что на их производство есть большой спрос. А поскольку именно он, как известно, рождает предложение, очень может быть, что в скором времени автомобиль на электрическом ходу будет стоять в гараже любого автолюбителя.

Глеб Кречетов, г. Барнаул

Голосов еще нет