Нарушаем или нет? Часть 2

В предыдущей статье мы начали разговор о том, как быть в ситуации, когда нужно объехать автобус, остановившийся на остановке, при движении по двухполосной дороге. Сегодня мы продолжим рассматривать этот вопрос.

Признаки остановки

  1. Знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» обозначает остановку, но не обязывает маршрутное транспортное средство останавливаться здесь.
  2. Признаками остановки являются указатель, знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и разметка 1.17 — желтая линия в виде лесенки.
  3. Остановка не может быть бесконечной. Если разметки 1.17 нет, то в ПДД нет определения того, где, собственно, находится остановка.
  4. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута, которые размещаются, в том числе, на заднем окне транспортного средства.
  5. На двухполосных дорогах без заездного кармана остановки оборудуются крайне редко. Это происходит тогда и только тогда, когда загрузка дороги минимальна.

Расшифровка признаков

  1. Такая обязанность возникает у водителя автобуса только там, где установлен указатель его маршрута. Если маршрутное транспортное средство остановилось не на своей остановке, то оно — препятствие.
  2. Если ни одного признака нет, то автобус или троллейбус — препятствие.
  3. В ПДД упоминается, что простым водителям запрещено останавливаться ближе 15 метров до и после указателя остановки. Но ничего не сказано, что эта зона является остановкой.
  4. Знак 5.16 должен устанавливаться в начале посадочной площадки. Это вполне логично, так как остановившийся автобус или троллейбус не будет ограничивать его видимость для подъезжающих сзади автомобилей.

    Водитель автобуса обязан останавливать автобус у остановочного пункта так, чтобы задняя дверь находилась на расстоянии 1–1,5 метра от указателя остановки и вплотную к тротуару. Если остановка занята другим автобусом, подъезжать к ней для посадки и высадки пассажиров — только после отправления впереди стоящего автобуса.

    Таким образом, указатель должен быть установлен примерно в том же месте, что и знак 5.16 — в начале посадочной площадки. Если знак или указатель не виден, то автобус или троллейбус — препятствие.

    И второй вывод: если автобус остановился не вплотную к бордюру, то он — препятствие.

    Аналогично, если имеет место заездной карман на остановке, но маршрутное транспортное средство туда не заехало по какой-либо причине.

    Все эти обстоятельства должны быть установлены материалами дела. Если доказательства, что автобус остановился на остановке правильно, не представлены, то все сомнения трактуются в пользу водителя.

  5. Автобус может перевозить пассажиров по заказу, он может перевозить рабочих какого-нибудь предприятия и так далее. Отличить его от маршрутного автобуса сзади возможно только по наличию номера маршрута на стекле. Если номера не было, то водитель не знал и не мог знать, что перед ним маршрутное транспортное средство. Данный момент отражен в материалах дела?
  6. Конкретный уровень загрузки должен быть установлен материалами дела и не превышать 0,6. Трудно предположить, что дороги в городе будут иметь такую загрузку. Потому заездной карман обязателен, но его нет. Вина за отсутствие кармана лежит на дорожниках и надзорном органе (ГАИ), а не на водителе.

Юрий Панченко, г. Челябинск

Голосов еще нет