Газовое топливо

Авто газ или бензин

Несмотря на то, что в нашей стране газ является настоящим «бюджетным золотом», ему все же приходится отвоевывать свое место под автомобильным солнцем. Автопроизводители, выпускающие бензиновые и дизельные автомобили, не сдадут своих позиций так просто. Поэтому говорить о том, что газовое топливо уже через некоторое время займет лидирующие позиции, пока рано.

Плюсы

Стоимость газового топлива заметно ниже, чем цена бензина, которая растет как на дрожжах. Комплект газового оборудования для легковушек, которое, как по мановению волшебной палочки, позволит вам ездить на этой замечательной разновидности топлива, обойдется всего в 12–15 тыс. рублей вместе с установкой. А учитывая разницу в ценах бензина и газа, уже через 15–30 тыс. км вы сможете с уверенностью сказать, что модернизация себя окупила. И это не говоря о том, что газовое топливо считается более экологичным, чем бензин или дизель, поскольку вредных веществ в воздух от газовых автомобилей попадает заметно меньше. Это объясняется тем, что газ сгорает практически полностью, хотя небольшое количество окиси углерода в продуктах сгорания все же имеется.

Существенным плюсом газового топлива является момент замены масла. Газ благодаря своим определенным свойствам не способен смыть моторное масло с цилиндровых стенок. А это значит, что масло вам придется менять гораздо реже, чем в случае с бензиновыми автомобилями. Экономия — налицо. Специалисты утверждают, что уже в ближайшем будущем «газовые» технологии станут еще более совершенными, вследствие чего можно будет говорить о надежных клапанах, легких баллонах и прочих положительных моментах. Однако говорить об этом, как о плюсах газового топлива, мы все же не будем. Ведь «ближайшее будущее» — это понятие растяжимое.

Противники газового топлива утверждают, что газовые автомобили теряют приблизительно 5 % мощности. Однако это утверждение не совсем верно. Как известно, двигатели внутреннего сгорания в своей работе используют смесь распыленного топлива и воздуха. Причем воспламенение происходит только в том случае, если имеется необходимая концентрация топлива. В случае с газом воспламенение происходит при меньших концентрациях, чем в случае с бензином. Ну а чем меньше топлива используется, тем меньшую мощность мы получаем на выходе. Да, это приводит к заметной экономии, но мощность действительно понижается. Однако у «газовых» автолюбителей есть возможность отрегулировать состав смеси таким образом, чтобы добиться оптимального для себя соотношения «мощность/расход», чего нельзя сказать о бензине. То есть вы можете сделать свой автомобиль мощнее, чем в бензиновой вариации, но при этом и «кушать» он будет больше.

Еще одним плюсом можно назвать повышенную выносливость автомобилей, работающих на газовом топливе. Однако стоит заметить, что некоторые детали изнашиваются все же быстрее, что мы отметим в графе «Минусы». Здесь же укажем, что сгорание газового топлива не приводит к образованию золы и твердых частиц, влияющих на изнашиваемость поршней и цилиндров двигателя. Газовое топливо не приводит к образованию коррозийных процессов на металлических поверхностях.

Минусы

Начнем с газовых баллонов. Да, в последнее время они становятся все меньше и меньше. Тем не менее, любителям газовых автомобилей приходится устанавливать в багажнике баллон на 60 л, а то и больше. Такой огромный баллон фактически будет занимать весь багажник без остатка. Соответственно, вам придется возить весь багаж прямо в салоне, что не всегда удобно. Одним из вариантов является установка специальных тороидальных баллонов, которые могут быть смонтированы на месте запаски. Но рискнете ли вы ездить по современным дорогам без запасного колеса?

Мы уже говорили о том, что проблема потери мощности газовыми автомобилями устранима. Но вот потери в разгонной динамике существенны и могут достигать 8%. Это объясняется более низкой теплотой сгорания газовой смеси. Другими словами, автомобили на газовом топливе гоночными не бывают. «Пугающим» минусом можно назвать явление под названием «обратный хлопок», который представляет собой вспышку в цилиндре при открытом клапане. В бензиновых двигателях такое явление также присутствует, но там последствия не столь катастрофичны, как в случае с газовыми двигателями. «Обратный хлопок» может привести к разрушению корпуса воздушного фильтра или даже к разрыву коллектора. К счастью, газовые системы четвертого поколения надежно защищены от этого страшного явления. Заметим, что если система зажигания вашего автомобиля будет находиться в исправном состоянии, то даже в системах прошлых поколений «хлопок» происходит крайне редко.

Переход на газовую систему питания приводит к тому, что вы мгновенно лишаетесь гарантии производителя, который не будет нести ответственность за ваши усовершенствования. Кроме того, скорее всего, и со страховкой начнутся существенные проблемы по тем же самым причинам. Однако в ваших силах доказать страховым агентам, что попытки сделать автомобиль экономичнее ничем вам не грозят.

Газовое топливо абсолютно не подходит для запуска двигателя в зимних условиях в силу определенных особенностей. Поэтому, если вы хотите быстро завестись, вам придется залить немного бензина. После этого начинайте двигаться предельно равномерно, не делая резких торможений и ускорений, а затем перекройте доступ бензину. Как только двигатель исчерпает запасы топлива, можете продолжать использовать газ. Подобные манипуляции по силам далеко не каждому автолюбителю, да и опытные водители не захотят сталкиваться с этими проблемами лишний раз.

Что касается износа деталей, то, как мы уже говорили, он все же присутствует. Особенно это касается прокладок, уплотнителей и шлангов, которые от использования газа становятся сухими и быстро изнашиваются. Также вам необходимо пристально следить за всеми узлами газовой системы, буквально вынюхивая протечки. И тут уже приходится полагаться только на свои нюх и наблюдательность. От этого будет зависеть ваша безопасность. Раз в тысячу километров пробега необходимо будет убирать конденсат из редуктора, который отвечает за регуляцию давления в двигателе. Чтобы это сделать, вам придется повозиться с гаечными ключами и потратить не меньше часа времени. Согласитесь, довольно неприятная мелочь.

Наконец, еще одним большим минусом газовой системы является тот факт, что «жидкие» АЗС распространены в нашей стране гораздо больше, чем газовые. А это означает, что для заправки вам необходимо будет ехать в строго определенное место, где уже скопилось достаточное количество желающих заправиться газом.

Виктор Хорошун

Голосов еще нет