На новой машине — в любой сервис

Федеральная антимонопольная служба предложила отменить запрет на обслуживание автомобилей и поставку запчастей автосервисам, не являющимся официальными дилерами. Законопроект пока еще далек от вступления в силу, но уже обсуждается в высших эшелонах власти.

Каждый автолюбитель, покупая новую машину, знает: со всеми проблемами надо обращаться в фирменный автосервис, где бы он ни находился и насколько дорого бы это ни стоило. В противном случае — потеря гарантии.

Это и является краеугольным камнем «противостояния» сервисов и автомобилистов, с которым наконец решила разобраться ФАС.

Продавец — покупатель. Корни недовольства

Как выяснилось, нынешней обстановкой на автомобильном рынке недовольны все: с одной стороны — владельцы новых машин, которым содержание их «железных коней» в официальных сервисах обходится, мягко говоря, в «копеечку»; с другой — «неофициалы», обслуживаться у которых намного дешевле, недовольные отказом официальных дистрибьюторов поставлять им оригинальные запчасти; с третьей — те самые сервисы, сохраняющие гарантию и при этом озабоченные краткосрочностью дилерских договоров и отсутствием четких критериев работы с дистрибьюторами…

Оговоримся сразу: нас, как водителей, интересует лишь точка зрения представителей первой из заявленных сторон, к которым, собственно говоря, мы и относимся.

Под действие антимонопольного законодательства продажа новых автомобилей не подпадает. Каких либо доминирующих дилеров или дистрибьюторов на рынке сейчас нет, а значит, и проблем с конкуренцией в этой сфере — тоже.

Чего нельзя сказать о техобслуживании и продаже запчастей. У владельцев новеньких авто порою просто нет выбора, куда обращаться за обслуживанием, чтобы не потерять гарантию.

Вот и получается, что пока стоишь перед выбором, что приобрести — рынок открыт, а на горизонте — одни возможности. Но стоит обзавестись долгожданным автомобилем, как все это пространство резко сужается до маленькой узенькой тропиночки, сходить с которой — крайне небезопасно для «здоровья» вашего четырехколесного «друга».

Европейский опыт разделения рынка

Как выяснила ФАС, многие официальные дилеры (особенно это видно на примере Восточной части России, где фирменные автосервисы могут находиться всего в нескольких городах целого региона) занимают почти все 100% сферы техобслуживания. Исходя из этого, у антимонопольщиков и родилась инициатива разделить рынки продаж и обслуживания автомобилей.

В этом случае сервисным центрам необходимо будет пройти процедуру аккредитации на соответствие стандартам мировых производителей. Кроме того, планируется ввести регламент по обслуживанию машин, что даст возможность контролировать качество услуг… Осталось только решить, кто именно будет все это контролировать.

Последняя инициатива ФАС в этом направлении — предложение об отмене ограничения на продажу оригинальных запчастей неофициальными сервисами. Такой закон в рамках борьбы с монополизацией рынка действует в странах ЕС еще с 1 июля прошлого года.

Рынок без потерь

Пока что непонятно, что произойдет с рынком автомобилей, если закон вступит в силу. Некоторые аналитики опасаются, что на какое-то время возникнет хаос, вследствие чего, как водится обычно в нашей стране, цены поднимутся у всех. А это, естественно, больше всего отразится на клиентах.

Чтобы этого не допустить, ФАС создает экспертный совет, в который должны войти представители всех трех сторон. В течение октября совет должен будет решить, как выйти из ситуации без потерь — как потребителям, так и продавцам.

Мнение

Салават Муратов, автолюбитель, г. Красноярск

«Если этот закон пройдет, то цены упадут… Но и качество снизится.

На лицензирование особо надеяться не приходится. Мало какой сервис содержит у себя в штате мало-мальски обученных сотрудников. у нас такие профессии зачастую даются не профессиональными училищами, а «школой жизни». Посмотрите сами: кто работает на маленьких СТО? По большей части — водители, у которых отобрали права, молодежь или разные гастарбайтеры, которым можно меньше платить. В крупных сервисах ситуация с персоналом немного лучше, но даже там часто слышишь «не знаю» вместо ответа на вопрос.

Хотя надежда на то, что этими нововведениями мы приближаемся к европейскому уровню сервиса, есть. Главное, чтобы из-за такого «уравнивания» не поднимались цены».

Антон Семенов, менеджер неофициального автосервиса, г. Томск

«Честно говоря, слабо верится в эти нововведения…

Хотя если все получится, как задумала ФАС, встанет вопрос о лицензировании. Мы уверены в том, что у нашего сервиса проблем с профессионализмом не будет.

Но — и это самое главное — насколько затянется получение этой самой лицензии и с какими проблемами мы в связи с этим столкнемся, пока неясно. Этой неопределенности мы боимся больше всего.

Но в целом инициативу антимонопольщиков мы поддерживаем. Время «кустарщины» ушло, и мы давно готовы составить конкуренцию официальным дилерам и их техобслуживанию».

Сергей Закиров, технический директор автоцентра «Сармат», г. Новосибирск

«Я считаю, что неофициальные автосервисы не смогут составить конкуренцию нам — крупным компаниям. Это, прежде всего, обусловлено возможностями, квалификацией персонала и производственной базой, которая у нас — на уровень выше.

Кроме того, у нас уже есть сформировавшаяся клиентская база, которая доверяет нам больше, чем остальным».

Василий Попов, г. Пермь

comedy nose
Голосов еще нет