Мифология российских шин

Фото автошины

На российском рынке сегодня представлен широкий ассортимент автомобильных шин. У каждого водителя есть возможность выбора — он может приобрести шины отечественного производства или же купить продукцию зарубежных компаний.

Но в процессе поиска подходящего «обмундирования» для своей машины автовладельцы частенько оказываются не в силах избавиться от целого вороха широко распространенных стереотипов, самым популярным из которых является недоверие относительно положительных характеристик продукции, предлагаемой отечественным автопромом. Не будем лукавить: многие из нас привыкли ставить знак равенства между понятиями «товар российского производителя» и «товар сомнительного качества», мотивируя это тем, что ничего хорошего промышленные компании нашей страны не способны предложить в принципе. Выход, по мнению таких пессимистов, один: плати больше и покупай у дилеров иностранных фирм, поскольку уж где-нибудь на заводах в Германии или Японии рабочие все делают на совесть, так что ни о какой серьезной конкуренции и речи быть не может.

Качество действительно стоит денег, с этим постулатом мы спорить не собираемся. Но вот с мнением о том, что на российском рынке автомобильных шин дела наших отечественных промышленников обстоят из рук вон плохо, согласиться не можем. Далее мы намерены пролить свет на реальную ситуацию и развеять некоторые «классические» заблуждения, приводящие к уверенности в том, что российским производителям далеко до иностранцев.

Миф первый: в России не умеют разрабатывать шины

Разочаруем скептиков: на российских заводах применяется, по сути, такая же технология создания автомобильных покрышек, как, например, и в Соединенных Штатах Америки. Процесс проектировки сводится к пяти пунктам:

  1. компьютерное моделирование конструкции шины;
  2. прогнозирование вариантов поведения шины в различных ситуациях на дороге;
  3. дорожные испытания (разгон, торможение и т. д.), сравнение опытного образца с серийными образцами покрышек, производимых компаниями-конкурентами;
  4. доводка выбранного образца;
  5. сдача шины в серийное производство.

Миф второй: российские производители используют сырье низкого качества

Хотя шинный «коктейль» необычайно сложен по своему составу, основу его все же образуют различные каучуковые смеси. К слову, доля натурального каучука в современных отечественных шинах типа Amtel и Cordiant точно такая же, как и в импортных. В настоящее время она составляет от 10 до 20 процентов.

Кроме того, сегодня синтезируется несколько десятков различных видов синтетических каучуков. Каждый из них имеет свои характерные особенности и применяется при создании различных деталей шины. Еще в советские годы отсутствие возможности получать натуральный каучук из растений подстегнуло развитие химической промышленности в направлении синтезирования каучуков и других подобных полимеров. В этом отношении совсем не последним можно признать и то обстоятельство, что если бы зарубежные производители не лукавили, то признавали бы открыто: изрядную долю искусственного каучука они закупают именно в России.

Миф третий: персонал отечественных заводов недостаточно квалифицирован

«Хорошо, — пожмет плечами наш критик. — Допустим, заслуги инженеров и химиков признать можно, но вот как быть с простыми рабочими, если у них, мягко говоря, руки кривоваты?» А вот это как раз вовсе не такая уж серьезная проблема, оказывается. Дело в том, что производство автомобильных шин сегодня — это автоматизированный процесс, где первую скрипку играет не человек, а электроника. Пресловутый «человеческий фактор», а с ним и процент бракованной продукции, сводится к минимуму, точность следования технологии контролирует компьютер. Ручной труд давно ушел в прошлое, а сотрудники заводов теперь — персонал, обслуживающий машины: они просто следят, чтобы техника работала правильно и без сбоев. Кроме того, вся продукция запускается в серийное производство только тогда, когда с помощью компьютерного моделирования и испытаний на практике будут обстоятельно проанализированы все ее свойства и технические характеристики.

Миф четвертый: все передовые технологии создаются за рубежом

Что касается прогресса в сфере конструирования шин, то тут российские производители идут в ногу со своими иностранными конкурентами. Так, например, двухслойная резина для протектора, использование которой широко разрекламировано компанией Bridgestone, начала применяться на Ярославском шинном заводе одновременно с запуском подобной технологии в Японии. А Воронежский шинный завод и вовсе уже сейчас выпускает шины с протектором из четырехслойной резины.

Миф пятый: покупка качественных шин — это лотерея

По статистике, уровень продаж российских шин выше, чем у зарубежных производителей: на сто тысяч импортных шин приходится примерно полмиллиона отечественных, но если при этом сравнить общий процент нареканий относительно качества продукции, силы оказываются равны. Главный недостаток российских шин заключается в том, что их производители продают, а не утилизируют продукцию, которая в результате испытаний не прошла соответствующего контроля качества. Но на таких шинах ставятся специальные отметки — «ТХ», «Сорт 3», «DA» и др. Покупателю просто необходимо знать маркировку и разбираться в ней, чтобы не прогадать с качеством и не ругать потом производителя почем зря.

Подведем итог: как выяснилось, если отбросить предрассудки и посмотреть на вещи реально, можно увидеть, что отечественные шины не уступают импортным аналогам, а в чем-то иногда и превосходят их. Тем, кто скрупулезно изучает все новинки и следит за результатами тестов, ломать голову при выборе покрышек для автомобиля, конечно, не придется. Но большинство водителей, отправляясь за новыми шинами, предпочитают прислушиваться к советам соседей по гаражу, выбирать то, что подешевле или, наоборот, подороже («престижнее», «красивее» и т. д.), или же приобретают ту марку шин, к которой привыкли за долгие годы. Мы надеемся, что после нашего небольшого «разбора полетов» кто-нибудь из читателей поновому посмотрит и на продукцию отечественных шинников.

Сергей Крискевич, г. Астрахань

Голосов еще нет