Культурно тут у вас…

Я люблю дальние поездки на автомобиле: приятная музыка, пролетающие за окном пейзажи, приятная компания. Сложилось так, что в последнее время и отпуск свой стараюсь проводить зачастую на машине, своей или арендованной, посещая европейские страны. Да и все больше россиян не упускают возможности поколесить по дорогам Европы.

Фактически самое страшное в таком путешествии — до Европы доехать, хотя в этом году, например, нам повезло. Дорога до Питера, на удивление, была приведена в порядок, продолжительные участки трассы обзавелись новым асфальтом. Конечно, местами встречалась и колея, были и ямы, но в отличие от прошлогодней поездки сквозных дыр в мостах уже не было, и шансов оставить в очередной колдобине колесо нам не представилось. Заночевать решили в Выборге: обычная гостиница, платная стоянка рядом, ночь прошла спокойно.

Удивляемся, но едем

Утром, простояв часик на таможне, мы попали на территорию Финляндии, первое впечатление — шок. Хотя я уже не первый раз езжу по Европе, каждый раз, садясь за руль и выезжая на дороги, испытываю странные ощущения. Сначала начинается паника, боишься нарушить ПДД, нахамить кому-нибудь по старой доброй русской традиции, но уже через часик размеренно и с удовольствием бороздишь просторы гладких, как зеркало, дорог.

Скоростей бы…

Самое сложное в адаптации — соблюдение скоростного режима. Признайтесь: часто ли вы смотрите на спидометр, отслеживая скорость, чтобы, не дай бог, не превысить ее на 10 км/ч? Думаю, крайне редко: в нашей стране плюс, минус 30 км/ч — норма. Но, например, в Финляндии при превышении уже на 16 км/ч можно расстаться с солидной суммой денег в 100–115 евро. В городах и поселках скоростной режим не нарушает никто, положенные 50–60 км/ч — закон! На трассах финны немного попроще — позволяют себе нарушить скоростной режим на 5–10 км/ч, но только во время обгонов. Везде стоят камеры, фиксирующие ваши нарушения. Водители Финляндии весьма культурны: если вы едете 60 км/ч (при разрешенных 100) и обгон запрещен, за вами выстроится хвост, но ни один человек не бибикнет, не будет слепить вас дальним. Дождутся возможности обгона и обгонят.

Аналогичная картина в Австрии, Германии, Италии, за небольшими исключениями: в Италии нарушение скорости и разметки вполне практикуется на трассах без камер, на горных серпантинах, но, в отличие от нашей Родины, итальянцы никогда не нарушат ПДД, если могут помешать другим участникам движения.

Правая — для езды

Европейцы свято чтут правила расположения авто на проезжей части: правая полоса — для езды, левая — для обгонов. Водители грузовиков строго держатся правой полосы и предпочитают лишний раз обгонов не совершать. Движение в городах Европы происходит по правилам: никто не лезет, не подрезает, не нарушает, проезд на красный свет исключен, езда по обочинам и полосам для автобусов тоже отсутствует как явление. Если у вас главная дорога, вам обязательно уступят, и очень сильно удивятся, если вы вдруг решите им уступить.

Большая проблема — парковка

Найти в будни в центре крупного города бесплатную парковку практически невозможно. Большинство платные, причем недешевые и почти всегда заняты. Приходится выезжать ближе к окраине или платить деньги. Но ночью и в выходные большинство платных парковок становятся бесплатными. Кстати, местные жители считают вполне нормальным оставлять на виду навигаторы во время стоянки, даже в кабриолетах с открытой крышей, которые в хорошую погоду можно часто встретить и ночью. Думаю, это не относится к криминальным районам мегаполисов и районам с иммигрантами, но посчастливилось в таких не останавливаться.

Теперь пара слов о пробках

Да, там они тоже встречаются. Как-то зимой мне нужно было доехать на арендованном микроавтобусе из итальянского горного городка Canazei до Мюнхена. Дорога проходила через австрийские Альпы, и, как назло, ночью в Австрии выпало очень много снега. Пришлось постоять в пробке, причем через всю Австрию. Так вот, пробка в Европе имеет ровно столько же полос, сколько и дорога. Никто не прет по обочине, никто не едет между рядами, правый ряд жмется к обочине, а левый — к отбойнику, оставляя посередине место, достаточное для проезда скорой, пожарной или полиции. Из гражданских по этому коридору никто не лезет. По непониманию, я поначалу сунулся в этот коридор, был яростно оббибикан и занял свое место у обочины. Поразил меня еще один случай: на трассу выезжал большой пикап, который остановился, как вкопанный, у треугольников разметки и ждал, когда его кто-нибудь пропустит, хотя у нас в аналогичном случае случае водитель в наглую попер бы по обочине.

Мысли

После Европы понимаешь: крайне приятно ездить культурно и в культурном окружении, и эта культура начинается с каждого. За все время езды по Европе полицейских на дорогах я видел всего пару раз, а ДТП не видел ни разу. Может, стоит задуматься?

Алексей Щугорев, г. Москва. Фото автора

evropa 2
evropa
Голосов еще нет